UKRU

Бизнес-публикации

6 мая

Меховой бизнес: разведение пушных зверей


Выращивание пушного зверя – дело, требующее большого опыта и знаний. Но, как показала история компании «Ирен и Ко», расположенной вблизи г. Мерефа Харьковской области, наш регион может производить мех, ничуть не хуже сибирского. Об этой компании – в нашем репортаже.
Звероферма, о которой пойдет речь, возникла на месте огромного совхоза, где откармливали большое поголовье крупного рогатого скота, работал мясоперерабатывающий комбинат. В 1996 году на базе совхоза официально было создано акционерное общество. Звероферма была создана как подсобное предприятие – для замкнутого цикла, чтобы неликвидные остатки мяса и субпродуктов использовались для кормления зверей. Завезли и попробовали выращивать чернобурку, но неудачно: не хватало специалистов. В итоге хозяева пригласили на работу нашу собеседницу Елену Терехову – опытного зооинженера. И дело пошло.

Со временем «материнское» хозяйство развалилось, звероферму хотели закрыть, но нашелся человек, который выкупил племенное стадо. В 2013 году была организовано ООО «Ирен и Ко». А Елена Терехова стала его директором. Об этой звероферме она заботится уже более 20 лет.

Компания занимается племенной работой, выращиванием зверя, первичной обработкой и оптовой продажей шкурок. Основное направление – разведение лисицы серебристо-черной, в народе ее называют чернобуркой. Собеседница вспоминает: поначалу племенное стадо собирали со всей Украины. Теперь тут одно из лучших в стране секционированных стад. «Звери высококлассные, без ложной скромности, очень хорошие у нас чернобурки, – гордится работой Елена Владимировна. – За это нам был присвоен статус племенного репродуктора. Отбор, учет у нас ведется на очень высоком уровне. У нас покупают молодняк в разные регионы – в Днепр, в Полтаву, по Харьковской области».

Норка завезена в хозяйство немного позже чернобурки, а следующим шагом развития стало заведение песцов. «Песец у нас тоже очень хороший, норвежский тип, завезли из подмосковного зверосовхоза. Порода шедоу, белый. Есть песец вуалевый. Норка темно-коричневая, завезена из Киева. Более редкая и дорогая порода – паломино, светло-бежевая, у нас тоже прекрасного качества».

Поголовье в хозяйстве сейчас небольшое: тяжелые условия производства, высокая себестоимость выращивания зверя и падение спроса. Пять лет назад ситуация была в разы лучше, а чем дальше, тем труднее, констатирует руководитель. Маточное стадо – 200 маток чернобурки, 30 песцов и 200 маток норки. Летом поголовье в несколько раз больше, потому что рождается молодняк. За сезон его откармливают, осенью лучший зверь остается на племя, а в октябре-декабре остальное поголовье идет на продажу как шкурковая продукция. В высокий сезон стадо достигает 2 тысяч голов. В среднем одна самка дает 3-5 щенков. В хороший год, и если ее хорошо кормили, то может быть и пять детенышей. Обслуживают все это «зверство» трое сотрудников компании. Весь небольшой коллектив фирмы – семь человек.

Вопреки стереотипам о том, что пушной зверь дает хороший мех только в холодных зонах, Елена Терехова утверждает: наша климатическая зона благоприятна для пушных зверей, если правильно их содержать: Звери содержатся в шедово-клеточной системе содержания. Шед – это сарай без боковых стенок. Клетки объединяются в блоки. Сверху они накрытые крышей, которая защищает от солнца и дождя. При этом – достаточно свежего воздуха. Между блоками растут деревья, дающие свежесть и прохладу летом. Лесная зона вокруг, условия, близкие к естественным, своевременные прививки, правильное питание плюс обильное шланговое поение – и проблем с выращиванием зверя нет, говорит собеседница.

Питание животных – основная статья расхода в этом бизнесе. Лиса мясоедная, ее кормят куриными отходами из птицефабрик. Норки любят рыбу, для них закупают рыбные отходы. Чтобы выкормить зверя, уходит полгода. «Это очень тяжелый бизнес, потому что очень высокие цены на все эти отходы, и они растут. Есть хороший пример. В Польше хорошо развито птицеводство, и там очень развито партнерство птицеферм и звероферм. Компании, которые занимаются птицеводством, звероводам даже доплачивают, ведь они занимаются утилизацией отходов. Эти нетоварные остатки на птицефермах культурно перерабатывают, замораживают в брикеты и потом используют как корм для зверей. К сожалению, в Украине такого еще нет», – сетует Елена Терехова.

Сбыт – все же самая большая проблема мехового бизнеса. Шкурки в основном продают оптовикам. Заниженные цены на них – проблема не только харьковских предпринимателей, но и всего рынка. При такой большой стоимости готовых изделий самое основное – мех – в их себестоимости занимает 1/3 часть.

На сегодняшний день себестоимость выращивания норки примерно гривен 600. Из них 50% составляют корма, 30% – заработная плата работников, а остальное – электроэнергия, аренда земли и построек под ферму, проценты по кредитам. Оптовая цена на сегодняшний день: шкурка самки – 700-800 грн, шкурка самцов 1000-1200 грн. Чернобурка – до 2000 грн. Рентабельность есть, но говорить о высоких прибылях сейчас не приходится.

Самый главный, но не самый честный конкурент украинской меховой отрасли – как всегда, Китай. Китайцы освоили выращивание норки, правда, с лисой они пока еще работать не умеют, поэтому в этом сегменте не представлены. Китайские шубы из норки относительно дешевые, их можно купить на любом вещевом рынке. Качество этой продукции самое низкое, но неопытный покупатель замечает только цену.

«Китайцы разработали и широко применяют станки для растяжки меха: растягивают шкурку в длину и в ширину. Мало того, они даже делают пунктиром дырочки, чтобы получить большую площадь меха. Потом этот меховой слой приклеивают на основу, и у них получается из одной шкурки норки квадратный метр меха, пусть там 3 шерстины на квадратном сантиметре. Это практически одноразовая продукция. На год. Но они дешевые, поэтому очень сильно сбивают нам цену. А песцов везут из Польши, там дешевая себестоимость. Очень жесткая конкуренция – китайцы и поляки. Поэтому звероводство Украины в плачевном состоянии», – печально констатирует Елена Терехова.

Как такового маркетинга в компании «Ирен и Ко» нет, есть прямая работа с оптовыми покупателями. Ситуация заставляет руководителя пересмотреть каналы сбыта, идти в розницу: «Даем объявления по интернету. Осенью у нас покупали цеховики: сейчас в моде парки, наш мех идеально подходит. Брали песцов и чернобурку. Пробовали идти на экспорт, но здесь тоже есть большое «но». Приезжали к нам даже турки, туркам интересен мех, но они очень сильно сбавляют цену, вот чуть ли не по себестоимости. Европейский покупатель также для нас невыгоден. Для продажи меха существует Датский аукцион. Но я знаю опыт своих ближайших соседей – Изюмского зверохозяйства. Они однажды отвезли на Датский аукцион свой лучший мех, а им там поставили цену 15 долларов за шкурку! Это копейки, это ниже себестоимости зверя в три раза. Там большая конкуренция, и на украинский мех очень режут цены. В результате собственник перепродал хозяйство полякам, и теперь Изюмское зверохозяйство принадлежит Польше. А мех теперь на аукционе идет не как украинский, а как польский. И продается в пять раз дороже. Вот такая обидная ситуация».

Компании приходится делать акцент на продаже молодняка другим питомникам и фермам, искать нетрадиционные каналы сбыта. «Мы даже для цирков продаем. В прошлом году приезжали дрессировщики цирка Шевченко, покупали чернобурку. Они брали совсем малышей, из-под матки, в возрасте 40 дней. Брали у нас белого песца. В другие цирки брали песцов, лисичку, выбирали от ручной мамы, чтобы не было никакой агрессии. Продавали мы зверьков в зоопарки Славянска, Полтавы. Летом я постоянно вывешиваю в интернет объявление о продаже молодняка. Иногда люди берут, но сказать, что сейчас большой спрос, не могу».

Перспективы этого хозяйства, как и перспективы звероводства в Украине, зависят от очень многих факторов, и самое главное – от политической обстановки. Елена Терехова уверена: будет у нас в стране спокойствие и хотя бы относительная стабильность – значит, люди снова будут надевать меховые изделия. В противном случае покупки не первой очередности будут откладывать. Но руководитель компании не унывает: она уверена, что хорошее качество продукта, профессионализм и опыт сотрудников – это факторы, которые выведут компанию на новый этап роста.

Финансовая основа


ООО «Ирен и Ко» обсуживается в Райффайзен Банк Аваль с начала основания, уже пять лет. Расчетный счет и кредитование – основные продукты, без которых деятельность компании была бы невозможна. «Мы постоянно пользуемся овердрафтом. Летом к тому же используем кредит «Доверие». У нас четко выраженная сезонность товара. Период активных продаж ноябрь-декабрь, январь-февраль. Весной и летом мех не покупают, а зверей нужно кормить. И если весной мы держимся на остатках прибыли, то летом образуется максимальная потребность в заемных деньгах. За кредитами мы обращаемся в «Райффайзен Банк Аваль». И нам не отказывают, поддерживают наш бизнес на плаву. Это самые надежные наши партнеры!» – делится впечатлением от сотрудничества Елена Терехова.