UKRU

Бизнес-публикации

5 февраля

Процедура изменения целевого назначения земли


Бывают случаи, когда возникает необходимость использовать земельные участки в иных целях, чем это было раньше. В таком случае следует быть готовыми к процедуре изменения категории земли.

Александр Буртовой, партнер ЮФ «Антика»


Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется на основании проектов землеустройства по их отводу. Хотя такая процедура предусмотрена не во всех случаях. Если земля находится в частной собственности, то при изменении целевого назначения получать дополнительные разрешения не требуется.

Но когда речь идет о землях государственной и коммунальной собственности, здесь нужно все делать по процедуре. Для изменения целевого назначения земли следует обращаться в органы исполнительной власти или местного самоуправления, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым. Потому что в их юрисдикции решение вопросов утверждения проектов землеустройства по отводу земельных участков, передачи их в собственность или предоставления в пользование.

По какой процедуре происходит изменение целевого назначения земельных участков?

Процедура изменения целевого назначения земельного участка:


• разработка проекта;
• согласование проекта уполномоченными органами власти;
• утверждение проекта;
• внесение изменений в Государственный земельный кадастр;
• регистрация в государственном реестре прав.

Шаг 1. Разработка проекта


Прежде всего собственнику земли следует оформить заявление об изменении целевого назначения участка. Заверить его у нотариуса. Далее обратиться с ним для оформления проекта отвода земли в землеустроительную организацию, в штате которой есть специалисты с сертификатом землеустроителя. Или обратиться к частному инженеру-землеустроителю. Перечень таких лиц публикуется на официальном сайте Госгеокадастра. Там должен быть заключен договор о проекте отвода земельного участка. В нем следует прописать порядок, сроки и другие условия оформления проекта. Сам проект должен быть изготовлен в бумажной и электронной формах.

Шаг 2. Согласование проекта уполномоченными органами власти


Проекты отвода земельных участков всех категорий и форм собственности нужно согласовывать с соответствующим территориальным органом Госгеокадастра. Однако есть исключения. К примеру, если на земельном участке, находящемся в пределах или за пределами населенного пункта, расположен или планируется размещение объекта строительства, проект нужно согласовать еще и со структурными подразделениями районных, Киевской, Севастопольской городских госадминистраций в области градостроительства и архитектуры. Если город не входит в территорию определенного района, проект подается на согласование в исполнительный орган городского совета в области градостроительства и архитектуры. При отсутствии такого органа - в структурное подразделение областной государственной администрации по вопросам градостроительства и архитектуры или в орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам градостроительства и архитектуры.

Другая ситуация с земельными участками зоны отчуждения и зоны обязательного отселения, подвергшейся загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы. Соответствующие проекты должны быть представлены на согласование центральному органу исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.

Что касается земель природно-заповедного фонда, земель на территории памятников культурного наследия национального значения, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, водного фонда и т.п., то проект изменения их целевого назначения должен пройти обязательную экспертизу Госгеокадастра Украины.

Шаг 3. Утверждение проекта


Утверждение проекта изменения целевого назначения земельного участка осуществляется уполномоченными органами:

• сельскими, поселковыми, городскими советами, если участок в пределах населенного пункта;
• районными государственными администрациями, если участок за пределами населенных пунктов;
• областными государственными администрациями, Советом министров Автономной Республики Крым, если участок за пределами населенных пунктов, не входящих в состав территорий района или в случае, если районная государственная администрация не образована.

Уполномоченный орган может отказать в утверждении проекта и изменении целевого назначения участка. Оснований для этого несколько:

• несоответствие запроектированного целевого назначения требованиям закона или принятым в соответствии с ним нормативно-правовым актам;
• несогласованность целевого назначения земельного участка с требованиями утвержденной градостроительной документации или документации по землеустройству.
Отказ должен быть обязательно письменно обоснованный с указанными для этого основаниями.

Шаг 4. Внесение изменений в кадастр


Информацию об изменении целевого назначения земельного участка нужно внести в земельный кадастр. Для этого подается соответствующее заявление кадастровому регистратору территориального органа Госгеокадастра Украины. К нему в бумажном и электронном виде добавляется разработанный и согласованный уполномоченными органами проект. Если по проекту осуществлялась государственная экспертиза, то еще и оригинал ее вывода. Срок рассмотрения заявления составляет 14 дней.

Шаг 5. Регистрация в государственном реестре прав


Для внесения в государственный реестр прав данных об изменении целевого назначения земельного участка следует обратиться к государственному регистратору в территориальное отделение регистрации прав или к нотариусу.