UKRU

Бизнес-публикации

31 января

Украинцы стали есть больше снеков


Продажи снеков увеличиваются с каждым годом. По данным исследования ритейл-аудита компании Nielsen, с апреля 2017-го по март 2018 года в сравнении с аналогичным периодом 2016-2017 годов реализация снеков в Украине выросла на 6,8% в натуральном выражении. В прошлом году также наблюдался тренд к росту сегмента: продажи снеков увеличились на 6,1%. В денежном выражении с учетом инфляции реализация снеков выросла на 24,7% за апрель 2017-го - март 2018 года и на 14,3% за аналогичный период 2016-2017 годов.
Как отметила Наталья Дедикова, маркетинг-менеджер компании IPG, возможно, по количеству инноваций категория снеков и отстает от других FMCG-категорий, но это, по сути, единственный рынок, объемы которого агрессивно растут последние два-три года.

Доступная награда


Мелкая, легкая закуска, которую можно употреблять между основными приемами пищи, снеки (орехи, чипсы, сухарики, семечки, рыбные закуски и т.д.) стали неотъемлемой частью рациона многих украинцев. Кроме того, что они удобны в использовании, это еще и один из самых дешевых продуктов, если говорить о стоимости пачки. Собственно, доступность является одной из главных причин роста потребления хрустящих закусок.

По словам Натальи Дедиковой, в 2015 году порог восприятия цены за один продукт у потребителей составлял около 10 грн, впоследствии он повысился вдвое. И сейчас этот показатель превысил 30 грн. «То есть для покупателя в торговой точке 30 грн уже не являются барьером для отказа от покупки чего бы то ни было. Снеки - одна из немногих категорий, стоимость которых попадает в психологические рамки, поэтому потребители не отказываются от этих закусок», - пояснила госпожа Дедикова. Кроме того, этот товар зачастую является импульсивным покупкой.

Также для многих потребителей снеки - это способ побаловать себя. И маркетологи используют это в коммуникационных стратегиях, говоря: побалуй себя чем-то вкусненьким, позволь себе что-то вредное в награду за усталость из-за работы, за время, проведенное в пробке, за сложную ситуацию с начальством и тому подобное. Такую модель поведения специалисты называют эскапизмом (от англ. Escape - убежать, спастись). «В культурологической парадигме потребителей бывших стран СНГ снеки являются выражением эскапизма - доступной наградой за стрессы и проблемы. Поездку на Мальдивы и яхту в Ницце может себе позволить не каждый, а пачка вкусных сухариков или чипсов как «аккомпанемент» под любимый сериал доступна практически любому человеку», - резюмировала Наталья Дедикова.

«Рост категории снеков говорит о положительном тренде увеличения продуктового рынка в целом. Снеки - продукция не первой необходимости, и увеличение их продаж свидетельствует о том, что потребители готовы и могут потратиться на удовольствие, а не довольствоваться самым необходимым», - отметил Ростислав Степанчук, руководитель группы по работе с производителями продуктового и непродуктового рынков компании« Nielsen Украина».

Игроки


Украинский снековый рынок консолидирован, на нем не так много крупных системных игроков. И, как отметил Александр Соколов, генеральный директор компании Pro-Consulting, количество брендов на рынке увеличивается благодаря выпуску продукции под private label. По данным компании Nielsen, доля собственных торговых марок снеков в рознице значительна и составляет 17,1% в натуральном выражении.

На сегмент картофельных чипсов приходится 34% всего рынка снеков

В каждом сегменте снекового рынка есть свои лидеры. К крупным игрокам украинского рынка снеков можно отнести компании «PepsiCo Украина», «Монделис Украина», группу компаний Snack Production и компании IPG. «PepsiCo Украина», например, сейчас рассматривает возможность локализации производства чипсов Lay's в Украине. А в 2014 году компания запустила производство соленых сухариков ТМ «ХрусTeam» на своем заводе в Николаевской области. «Монделис Украина» выпускает чипсы «Люкс» в Киевской области на дочернем предприятии с одноименным названием «Чипсы Люкс». Группа компаний Snack Production, в которую входят компании «Фактор», «Море-2007», «Снек Продакшн» и «Клуб Чипсов» (ТМ Flint, «Морские», Big Bob, «Сан Саныч» и т.п.), была создана на базе предприятий, ранее входивших в структуру корпорации SIGroup. Компания IPG, производственные мощности которой расположены в Днепропетровской и Черниговской областях, продвигает на рынке снеки под ТМ SEMKI, «Казацкая слава», Snekkin, KartoFun и другие.

Видовое разнообразие


По данным компании Nielsen, с апреля 2017-го по март 2018 года рост снекового рынка обеспечил преимущественно сегмент картофельных чипсов, на который приходится 34% в денежном и 23,3% в натуральном выражении. За указанный период продажи чипсов выросли на 29% в денежном и 21% в натуральном выражении соответственно. Годом ранее динамика продаж составляла 17,1% и 5,9% соответственно. Специалисты говорят, что развитие и рост сегмента чипсов обусловлены присутствием крупных международных игроков, которые стимулируют продвижение продукта значительными маркетинговыми бюджетами, хорошей дистрибуцией, продуманным ассортиментом.

В прошлом году также рос ореховый сегмент - как в натуральном, так и в денежном выражении. В этом сегменте конкуренция слабее, чем, например, в сегменте чипсов, поскольку пока орешки не продают международные компании, а конкуренция идет в основном между двумя локальными игроками. 90-95% сегмента занимает арахис - как самый доступный по сравнению с другими орехами. Как отметила Дедикова, в отличие, например, от семечек, у арахиса больший спектр ситуаций потребления. Кроме того, в этом сегменте шире целевая аудитория: это и студенты, и работники 25-32 лет, и те, кому за 35 лет.

Согласно результатам розничного аудита Nielsen, крупнейшая категория на снековом рынке в натуральном выражении - семена подсолнечника. В структуре продаж они обеспечивают 36,2% в натуральном и 26,3% в денежном выражении. С апреля 2017 года по март 2018-го реализация семян в рознице выросла на 16,1% в денежном выражении, но сократилась на 6,6% в натуральном.

В прошлом году также немного уменьшилась реализация сухариков. Как отметила Елена Стоянова, директор по маркетингу категорий «Напитки» и «Снеки» компании «PepsiCo Украина», в категории «Сухарики» сокращение объемов связано с уменьшением веса упаковок продукта основным игроком рынка.

Розница и продвижение


Чаще всего потребители покупают снеки в супермаркетах. По данным компании Nielsen, среди различных каналов наибольшая доля продаж снеков приходится на гипермаркеты и супермаркеты - 50,2% в денежном и 53,6% в натуральном выражении. И именно в этом канале наблюдается заметный рост продаж снеков - на 17,3% в натуральном и 36,8% в денежном выражении с апреля 2017-го по март 2018 года. Мини-маркеты также демонстрируют высокий прирост продаж - 10,3% и 31,2% в натуральном и денежном выражении соответственно.

Игроки рынка отмечают увеличение спроса на упаковки большего объема. По словам госпожи Стояновой, общая тенденция, которая наблюдается во всех категориях снеков, - рост продаж упаковок от 100 г. «Благодаря покупке упаковок большого формата потребители получают больше продукта по приемлемой цене, и это их привлекает. Кроме того, особенностью рынка является то, что все чаще снеки потребляются в компании друзей, что также стимулирует потребительский спрос на большие порции», - пояснила она.

Производители снеков пытаются регулярно расширять ассортимент своей продукции, предлагая потребителям новые вкусы и таким образом стимулируя развитие рынка в целом.

Специалисты считают, что снековый рынок также может поддерживать стремление потребителей к здоровому питанию. «Хорошим показателем является то, что тренд на здоровое питание открывает возможности и для снековых категорий. Компаниям открывается перспектива для инноваций вокруг категории нездорового питания и возможность подумать, как превратить ее в здоровую», - отметил Ростислав Степанчук. Некоторые компании уже делают определенные шаги в этом направлении. Например, PepsiCo, по словам Елены Стояновой, постепенно уменьшает количество соли и насыщенных жиров в своей продукции.

Согласно результатам розничного аудита Nielsen, крупнейшая категория на снековом рынке в натуральном выражении - семена подсолнечника. В структуре продаж она удерживает 36,2% в натуральном выражении и 26,3% - в денежном

Внешняя торговля


В течение последних двух лет в натуральном выражении объемы экспорта снеков из Украины были выше объемов импорта. По данным компании ProConsulting, в прошлом году экспорт снеков из Украины сократился на 14% в натуральном выражении и на 4% в денежном. Как отметил Александр Соколов, на объемы экспорта закусок влияют как спрос на внешнем рынке, так и себестоимость их производства в Украине. По данным компании, основными потребителями украинских снеков является Россия, на которую последние два года приходится около 30% в структуре украинского экспорта закусок, а также Молдова и Беларусь, обеспечивающих по 15% каждая в общем объеме экспорта снеков.

Если экспортные поставки прошлого года сокращались, то импорт, наоборот, возрастал. По данным Pro-Consulting, в прошлом году он вырос на 23% в натуральном выражении и на 30% в денежном. В Украину завозится в основном польская продукция - около 70% за последние два года, еще примерно 10% приходится на турецкие снеки (в основном орехи и цукаты). По словам господина Соколова, на объемы импорта снеков влияет уровень платежеспособного спроса в Украине, зависящий от инфляционных процессов и покупательского настроения (потребление пива, ориентация на местного производителя, здоровый образ жизни и т.п.).

Источник: https://business.ua