UKRU

Бизнес-публикации

25 января

Обжалование результатов закупок через ProZorro


Действующее законодательство устанавливает достаточно простой и прозрачный путь для обжалования решений о государственных закупках. Управляющий партнер юридической фирмы «Антика», д.ю.н. Алексей Кот рассказал, как происходит эта процедура.
Уполномоченным органом, который принимает жалобы на действия заказчиков, является Антимонопольный комитет Украины в составе Постоянно действующей коллегии. Коллегия состоит из трех государственных уполномоченных.

Наиболее весомым изменением процедуры обжалования стало проведение ее почти в полном объеме через систему ProZorro. Участники подают жалобы непосредственно через площадку государственных закупок в электронном виде. Сайт ProZorro содержит как подробное описание самой процедуры, так и примеры (шаблоны) наиболее распространенных жалоб.

Установленная за это плата доступна для подавляющего большинства участников. Так, за подачу жалобы по процедуре закупки товаров или услуг оплачивается сбор в размере 5 тыс. грн, за подачу жалобы по процедуре закупки работ - 15 тыс. грн.

Сроки для подачи жалобы зависят от стадии процедуры, на которой подается жалоба


• Жалобы, касающиеся тендерной документации и/или принятых решений, действий или бездействия заказчика, которые произошли до истечения срока, установленного для подачи тендерных предложений, подаются не позднее чем за четыре дня до даты, установленной для представления тендерных предложений.

• Жалобы, касающиеся принятых решений, действий или бездействия заказчика, которые произошли после рассмотрения тендерных предложений на соответствие техническим требованиям, определенным в тендерной документации, и определение соответствия участников квалификационным критериям, подаются в течение пяти дней со дня опубликования на веб-портале ProZorro протокола рассмотрения тендерных предложений.

• Жалобы, касающиеся принятых решений, действий или бездействия заказчика, которые произошли после оценки предложений участников, подаются в течение 10 дней со дня опубликования на веб-портале ProZorro сообщения о намерении заключить договор, но в любом случае до дня заключения договора о закупке.

В течение трех рабочих дней с даты подачи жалобы Постоянно действующая коллегия АМКУ рассматривает ее на соответствие требованиям Закона Украины «О публичных закупках» и принимает к рассмотрению или отклоняет. Взятые в работу жалобы должны быть рассмотрены Комитетом в течение 15 рабочих дней.

В случае принятия жалобы к рассмотрению процедура закупки приостанавливается до вынесения решения АМКУ. Решения вступают в силу со дня их принятия и являются обязательными для выполнения заказчиками, лицами, которых они касаются.

На практике в большинстве случаев рассмотрение жалобы назначается через 5-10 дней с даты ее представления, а само рассмотрение проходит в одно заседание коллегии по адресу головного офиса АМКУ: г. Киев, ул. Василия Липковского, 45. Это, кстати, является одним из проблемных моментов работы системы. Ведь заказчикам и участникам из регионов часто неудобно или дорого направлять в Киев представителя, который будет участвовать в заседании, особенно если сумма закупки сравнительно невелика.

Более того, уже сегодня становится критическим уровень нагрузки на АМКУ. Работникам Комитета непросто справиться с потоком жалоб, подаваемых через систему. Привычной стала ежедневная работа коллегии с самого утра и до 21-22 ч., а иногда и дольше. Это свидетельствует о сверхкритическом уровне нагрузки, что также влияет на глубину и полноту рассмотрения жалоб. Учитывая устойчивую тенденцию роста количества жалоб, этот вопрос требует неотложного решения.

По моему мнению, уместно было бы передать часть функций по рассмотрению жалоб в территориальные отделения АМКУ. К примеру, в зависимости от суммы закупки. Постоянно действующая коллегия, таким образом, рассматривала бы только жалобы по существенным закупкам, где и для заказчика, и для участника не является проблемой направить представителя в Киев в главный офис АМКУ. В то же время жалобы относительно более мелких закупок рассматривались бы на местах.

Стоит отметить, что Закон «О публичных закупках» предполагает и второе звено обжалования. В случае несогласия участника с решением АМКУ он может подать жалобу в суд в течение 30 дней с даты принятия решения Комитетом.

Количество обращений в суд очень малое, ведь это длинная и дорогостоящая процедура по сравнению с обжалованием через АМКУ


Следует отметить, что сегодня при рассмотрении жалоб Комитет принимает во внимание преимущественно формальные признаки, на что неоднократно жаловались немало участников и заказчиков. В то же время это не столько недостаток в работе, сколько сложившаяся практика, подход к решению дел, который надо принимать во внимание, а потому более тщательно готовить предложения.

В целом же эффективность системы обжалования можно охарактеризовать положительно. Несмотря на имеющиеся проблемы с загруженностью коллегии, Комитет не допускает нарушения установленных сроков рассмотрения, а статус государственных уполномоченных АМКУ позволяет гарантировать их независимость и беспристрастность.

В этих обстоятельствах существующая сегодня система обжалования является эффективным средством защиты прав в процедуре закупки, а потому количество поданных и удовлетворенных жалоб постоянно растет, что, безусловно, должно уменьшить уровень злоупотреблений и коррупции в этой сфере.