UKRU

Бизнес-публикации

18 октября 2018

ProConCloud - новая теория принятия решений


Часто ли вы колеблетесь, принимая важные решения? Если так, мы идем к вам. Недавно создан и сейчас распространяется новый подход к принятию решений - ProConCloud, что позволит более эффективно решать деловые вопросы.
Исследования показывают, что мы ежемесячно решаем около тысячи вопросов. На большинство колебаний мы даже не обращаем внимания, но что касается бизнеса, правильные или неправильные решения могут радикально повлиять на компанию. Однако мало кто из нас готов вкладывать время в критическое мышление для анализа важных решений, особенно если их нужно принимать в течение часов. Существует два популярных способа совещательного принятия решений: запрос к специалисту и использование списка «за» и «против». К сожалению, хотя оба способа имеют преимущества, они также являются особенно склонными к ошибкам.

Эксперт может предложить объективный взгляд, но мы обычно ищем консультантов, которые просто подтвердят наши предубеждения. И хотя списки «за» и «против» могут помочь замедлить темп мышления, они обычно не приводят к должному результату. Особенно ярко это проявляется, если их невозможно привести к общему знаменателю - например, времени или денег. Как результат - решение проблемы затягивается во времени или вообще откладывается.

Доктор психологии Алан Барнард работал над решением вопросов в течение более двух десятилетий. Он стремился создать новый процесс принятия решений, который бы сохранил преимущества существующих методов при преодолении ограничений. Барнарду удалось создать простой поэтапный процесс, который поможет лучше и быстрее принять решение и эффективно учиться на своих же ошибках. Метод назвали ProConCloud в честь Бенджамина Франклина и физика Илая Голдратта.

Спеши медленно


По Барнарду, нужно разделить процесс принятия решения на 5 шагов. «Такое измельчение позволит подойти к проблеме не как к целому, а как к пулу задач, облегчит и ее восприятие и работу с ней», - рассказывает Юлия Плиева, генеральный директор Apple Consulting и преподаватель kmbs.

Шаг №1: Определите свою проблему и почему это важно.


Мы часто тратим наше ограниченное внимание на несущественные вопросы или тянем с важными вопросами. Зато шаг №1 - это быстрая лакмусовая бумажка, которая дает возможность оценить, является ли проблема весьма важной для решения незамедлительно: это ли вынуждает предпринимателя чувствовать, как темная тяжелая туча зависает над компанией и есть ли возможность четко определить, почему нерешенность этого вопроса плохо повлияет на всех заинтересованных.

Шаг №2: Разделите проблемы на «свои» и «чужие» (самый сложный этап).


Когда мы столкнулись с важной проблемой или же увидели возможность, мы часто или переходим «с места в карьер» к решению вопроса, или просто ищем кого-то виноватого. Это приводит к ошибкам или даже может привести компанию к банкротству. Вместо этого необходимо определить основную проблему, с которой столкнулась компания, и перечислить уникальные плюсы и уникальные минусы обоих вариантов «Изменения» и «Без изменений», которые есть. С холодной головой.

Например, если у вас недостаток средств в бизнесе, а вы анонсировали новый продукт и есть уже предзаказ, существует вариант запустить новый продукт и заработать на нем (несмотря на инвестиции) и не выпускать, сэкономив деньги прямо сейчас (и потерять перспективные средства). Для этого случая стоит посчитать все затраты на выпуск товара (включая временные) и возможную прибыль от его продаж и сравнить с «мгновенной» экономией, которая может ударить как по поступлениям, так и по репутации в перспективе.

Если мы обвиняем кого-то в возникновении проблемы, с которой мы сталкиваемся сейчас (или мы сами, или кто-то другой), нужно поставить себя на чужое место. И уже с этой позиции определить проблему и уникальные плюсы и минусы для именно этого случая. Это тоже поможет узнать, что могло бы предотвратить ситуацию, в которую попала «виновная» сторона. Главное - если мы склонны обвинять себя или кого-то другого, нужно максимально справедливо и реально его оценить.

Например, завершение шага №2 процесса ProConCloud - «разбор полетов» - может обнаружить, почему вы или кто-то другой может отложить важное решение. Отчасти затягивание принятия решения всегда обусловлено преувеличенным опасением потерять преимущества или статус-кво (без изменений) или преувеличенным страхом перед риском (минусы), что в целом свойственно во время перемен.

Шаг №3: Решить проблему win/win.


Мы часто фокусируемся только на одном из возможных решений или просто ищем компромисс. Многие считают, что настоящей взаимной победы в бизнесе не существует, кто-то должен в чем-то уступить. Это не так. Если посмотреть на проблему под правильным углом, всегда есть несколько сценариев, где можно не просто выиграть, а выиграть вместе с партнером.

Барнард предлагает рассмотреть четыре варианта сценариев win/win, которые подходят для любой ситуации, кроме статуса-кво. Условно их можно назвать «Изменение ++», «Без изменений», «Плюс-минус» и «Другое изменение» (ни в плюс, ни в минус, просто в другое качество).

Например, первый из этих вариантов, который доктор Барнард называет «Изменение ++», заставляет вас задуматься над тем, что еще можно добавить к ситуации, чтобы она пошла на пользу компании с максимальной выгодой. Здесь умышленно есть два плюса. «Первый заставит подумать над какими-то другими преимуществами, чем теми, которые будут получены в статусе-кво, а второй - сможет уменьшить риски от нового решения», - рассказывает Плиева. Сама лектор говорит, что часто помогает студентам топ-менеджерам на занятиях в выполнении этого упражнения. «Мы берем реальный кейс, с которым возникли трудности в жизни, и раскладываем его «по полочкам». Здесь очень помогает или ментальная карта, или простой листок бумаги, где можно записать каждое решение. Часто студенты говорят, что после таких размышлений решение было очевидным, хотя в жизни так не казалось», - подчеркивает она.

Шаг №4: «Да, но» перепланировки.


Мы часто действительно игнорируем оговорку - «Да, но» - или используем ее как оправдание, чтобы не действовать. Вместо этого необходимо использовать уже существующие такие маркеры для создания более надежного решения и построить план «Да, и» для преобразования сопротивления и внутреннего саботажа в поддержку.

Этот шаг также может помочь определить те болевые точки, которые обнаруживаете вы или ваши коллеги в принятии решений. Например, почему та или иная проблема вызывает много сомнений или вопросов и почему есть страх риска. В основном колебания провоцирует страх получить статус-кво или преувеличены ожидания относительно преимуществ, которые планировалось получить от изменений. Такой проблемой часто является автоматизация на работе, когда персонал считает, что его уволят и заменят роботами. Вместо этого донесение эффективности такой деятельности до них поможет превратить их в своих союзников и избавиться от токсичных террористов, отравляющих команду.

Шаг №5: Проведите эксперимент.


Весь бизнес - это путь проб и ошибок. Часто мы только частично внедряем решения, что затрудняет понимание неудачи результата. Или частичный результат был связан с неполным решением, или из-за неполного внедрения решения мы достигли задуманного. Зато шаг №5 помогает спроектировать эксперимент, который позволит нам в полной мере проверить наше новое решение прорыва без вреда. Представьте, что вы все изменили. Что произойдет в этот момент? Как это воспримет рынок? Такой умственный эксперимент может помочь выявить ограничительное убеждение, что может привести к неэффективному реагированию или не дает сделать важный шаг.

Правило, что лимиты сдерживают человеческое воображение, работает и для бизнеса. Такие пять шагов позволяют отстраненно, с холодными мозгами взглянуть на проблему. А как известно, признание проблемы и ее осознание - это первый шаг на пути к решению.