UKRU

Бизнес-публикации

10 октября 2018

5 цифровых трендов для МСБ


Диджитализация наступает со всех сторон. Украинские предприниматели принимают новые «правила игры» и подключаются к этим процессам. Умные гаджеты, облачные системы и энергосберегающие технологии побуждают бизнес к стремительным изменениям. От скорости реакции на эти вызовы времени зависит будущее малого и среднего бизнеса.

Ритейлеры идут в омниканальность


Бурное развитие рынка e-commerce заставило владельцев стационарных магазинов задуматься о собственной конкурентоспособности. Чтобы удержать своих клиентов, только открытия интернет-магазинов и страниц в соцсетях оказывается недостаточно. Покупатели требуют непрерывной коммуникации. Это подталкивает ритейл к развитию омниканальных сервисов.

«Наш потребитель изменился, он стал совсем другим. Люди хотят сначала посмотреть вещи в интернете, получить там какие-то дополнительные услуги и только потом совершать покупки в онлайне», - делится своими наблюдениями президент компании MTI Владимир Цой. У него более сотни стационарных торговых точек и два интернет-магазина - ECCO и Intertop.

Главное требование к омниканальной платформе - возможность удобно купить. Все торговые точки обмениваются друг с другом данными по остаткам, ассортименту, всем операциям, продажам в интернет-магазине и социальных сетях или мессенджерах. Такая интеграция «от и до» создает высокое качество и скорость обслуживания и формирует образ компании как единого целого.

По словам Владимира Цоя, благодаря активному развитию омнисервисов, таких как reserve, pick-up, shop to shop, store to door, онлайн-полка, его команде удалось увеличить посещаемость интернет-магазина Intertop до рекордных отметок. «Еще за ноябрь прошлого года мы получили 1,7 млн посетителей (это вместе с «черной пятницей», когда по некоторым дням наблюдался 4-5-кратный рост), а уже в марте 2018 года показатель вырос до 2 млн посещений». Дальнейшие перспективы владелец видит в уходе в нишевый fashion market place.

Однако нишевые онлайн-ритейлеры тоже не стоят на месте. Например, интернет-магазин женской одежды Kapsula запустил у себя на сайте умный конструктор образов. С помощью искусственного интеллекта он подбирает одежду по заданным параметрам. Можно выбрать время года, количество вещей и стиль - деловой, вечерний и другие. «Это не просто подбор вещей по цвету, - уточняет соучредитель Kapsula Наталья Гордиенко. - Клиенты могут придумывать свои комбинации товаров и менять фильтры как им угодно». Учитывая то, что обычно покупатели редко добираются до предложений на последних страницах каталога, она считает, что нововведение позволит увеличить средний чек в пределах как минимум на 15%.

Фермеры подружились с дронами


Летающие беспилотники быстро «захватили» консервативную агросферу, где выполняют на отлично мониторинг полей. Как объясняет соучредитель Radar Tech Юлия Порошенко, проникновение дронов в бизнес стало возможным благодаря мгновенной передаче данных с летающего объекта заказчику (они оснащены GPS-передатчиками и SIM-картами).

По словам руководителя предприятия «Фаворит-Агро» Алексея Лукьянчука, беспилотники выступают одновременно инструментом дистанционного контроля и мониторинга (качество посевов, всходов, эффективность внесения СЗР) и элементом точного земледелия (для обмера контура полей, построения ортофотоплана и определения NDVI-индекса). «Применение беспилотников окупает выделенные на них инвестиции уже в первом сезоне», - уточняет он.

Аграрий советует коллегам не бояться нововведений и признается, что на этом его хозяйство не намерено останавливаться. «Планируем приобрести мультиспектральные камеры для определения индекса зеленой массы. Также нам интересно ультрамалообъемное внесение СЗР», - говорит Лукьянчук.

В животноводстве диджитал - это сбор, хранение, обработка и анализ данных о поголовье вплоть до каждого отдельного животного. «Это означает точное кормление, контроль микроклимата, сбор информации о состоянии здоровья и подвижности птиц или скота. Благодаря таким платформам можно быстро принимать решения и реагировать на негативные факторы. А также делать то, что в аграрном бизнесе веками было самой большой проблемой - прогнозировать», - объясняет председатель Ассоциации животноводов Ирина Пономарь.

В образовании стартовала виртуальная революция


Во всем мире сегодня правительства тратят около 4,7% ВВП на образование. Сократить этот показатель можно благодаря диджитализации. «Возможность создания онлайн-курсов с топовыми преподавателями, которые распространяются на тысячи и миллионы слушателей, - это настоящий прорыв в сфере образования, который позволяет масштабировать производство образовательных услуг», - считает один из основателей уникального проекта Prometheus Иван Примаченко. Именно эта платформа несколько лет назад открыла в Украине двери к массовым открытым онлайн-курсам. Сейчас на ней открыто для изучения более 60 курсов в сфере IT, коммуникаций, предпринимательства и других областей, а также курсы по подготовке школьников к ВНО.

Наибольший курс на Prometheus - «Основы программирования» - имеет сегодня 120 тыс. зарегистрированных слушателей. На массовом курсе на Coursera зарегистрировано более 2 млн слушателей. Однако, сравнивая объемы украиноязычной и англоязычной аудитории, с ростом аналогичных западных онлайн-курсов оказывается, что Prometheus растет быстрее, чем Coursera или Edx.

По мнению Ивана Примаченко, активная диджитализация этой сферы через 5-7 лет поможет устранить существующие барьеры между бизнесом и университетом, бизнесом и школой. «Наша стратегия - в интеграции онлайн-курсов от лучших преподавателей Украины и мира в учебный процесс университета и школы. По этому направлению уже реализуется несколько пилотных проектов с ведущими вузами страны», - уточняет он.

Офисы «в облаке» - хороший тон


Стремление максимально обезопасить свой бизнес и сэкономить на дорогих IT-услугах побуждает малый и средний бизнес «уходить» в виртуальные офисы. Облачное размещение - это дополнительная мобильность: все необходимые бизнес-приложения (1С, CRM, ERP или другая система) всегда под рукой и можно работать в них на смартфоне. «К счастью, стереотип, что сотрудники должны проводить время в офисе с девяти до шести в Украине постепенно меняется. Многие молодые компании не имеют стационарного офиса и не мыслят свою деятельность без облачных технологий», - говорит партнер направления облачных сервисов компании Innowave Виталий Грам. Миграция в облако (cloud) набирает обороты: по данным аналитической компании Pro-Consulting, сегодня почти половина украинских предприятий используют такие сервисы.

«Облака, кроме мобильности, дают возможность предпринимателям быть уверенными в сохранности данных», - объясняет Виталий Грам. Сегодня в Украине востребованы два типа облачных услуг. Первый - это аренда виртуальных серверов - IaaS. Провайдер отвечает только за исправную работу серверного оборудования, в то время как клиенты, арендующие облако, сами управляют, загружая и настраивая свои ПО и приложения. Использование виртуального сервера (IaaS) позволяет разместить в облаке СRM-систему (1С, OneBox), интернет-сайт или интернет-магазин.

Второй - это аренда программного обеспечения по подписке - SaaS. Это уже all inclusive: полностью готовое к использованию программное обеспечение, где всю техническую работу по наполнению и поддержке осуществляет провайдер, а пользователь сразу приступает к решению своих бизнес-задач. Примеры - GoogleDocs, Microsoft Office 365 и сервис для оптимизации работы компании Битрикс24 позволяют организовать почтовую систему, обеспечивают возможность работы с офисными программами и предоставляют возможность хранения данных в облаке.

Важное преимущество cloud-сервисов для МСБ-пользователей - скорость развертывания и запуска инфраструктуры. Ее даже можно арендовать на короткий срок и протестировать, а затем увеличивать или уменьшать объем потребляемых услуг (в зависимости от потребностей).

Электронные тендеры как деловая норма


Массовая автоматизация в сфере закупок началась в Украине параллельно с запуском публичной системы государственных торгов ProZorro. Теперь осуществлять закупки самых разных вещей - от канцелярии и сувениров до мебели и сложного оборудования – выгоднее через e-тендеры. Использование этого инструмента позволило подключиться к базе поставщиков более 45 тыс. компаний малого и среднего бизнеса для работы с 15 тыс. госструктур и госорганизаций. Изучив технологию подачи тендерной документации и освоившись на электронных аукционах, предприниматели неожиданно для себя начали зарабатывать реальные деньги там, где раньше вход для большинства из них казался вообще закрытым.

Недавно у ProZorro появился двойник Rialto - система электронных торгов для коммерческих предприятий, а у представителей МСБ стало еще больше шансов заявить о себе как о надежных и прогрессивных поставщиках. Побороться действительно есть за что: рынок закупок коммерческого сектора оценивается примерно в 400-500 млрд грн, а количество зарегистрированных поставщиков в системе уже превысило 60 тыс. компаний.

По мнению экспертов, эти аукционы - начало глобальной трансформации электронных продаж. За рубежом это направление эволюционировало в юридически значимый электронный документооборот, е-инвойсинг, пре-контрактинг, пост-контрактинг. На электронных площадках заключаются договоры и контракты онлайн, выставляются счета, проводятся оплаты. Все это сопровождается финансовыми услугами. Работает арбитраж, который фиксирует операции в электронном формате. Украине необходимо еще 7-10 лет, чтобы выйти на такой уровень закупок.

Будущее - за аукционами, построенными на blockchain-технологиях и smart-контрактах, автоматизации таможенного оформления и получения разрешений, онлайн-анализе и сравнениях. Отдельное направление - автоматизированный обмен ресурсами между контрагентами для сокращения товарных запасов и предотвращения накопления неликвида. В целом же диджитал-адаптация к быстро меняющимся условиям отлично способствует выживанию малого и среднего бизнеса в острой конкурентной борьбе.