UKRU

Бизнес-публикации

30 августа 2018

Ключевые тренды логистики свежих овощей и фруктов.


Логистика свежих овощей и фруктов находится в переходном периоде: раньше свежие продукты рассматривались как сырьевой товар, поэтому основное внимание уделялось уменьшению расходов. Сейчас ситуация меняется, что обусловлено ростом спроса на продукцию высокого качества и расширением ее ассортимента. И хотя оптимизация расходов в ближайшие годы все еще будет играть значительную роль, появятся 4 основные требования к поставкам свежих продуктов: сокращение сроков, большая гибкость, точность и прозрачность.

Чтобы быть среди первых, придется добавить темп


Ведь главная цель бизнеса - поставлять действительно качественную и свежую продукцию, отвечающую ожиданиям потребителей. Если искать успешные примеры в других направлениях розничной торговли, трудно обойти вниманием мирового лидера онлайн-продаж - компанию Amazon. Она стремительно отходит от привычной модели розничной торговли, где акцент ставится на категориях и ассортименте товара, в сторону ускорения срока поставок.

Другим игрокам придется приложить усилия, чтобы оптимизировать всю цепочку поставки и убрать неэффективные звенья. Это поможет избежать двойной работы, синхронизировать графики, позволит четко распределить ответственность. Такая задача не будет легкой, ведь она требует согласия и сотрудничества многих участников. Кроме того, нужно видеть и понимать весь маршрут, по которому проходит продукция - от заказа до поставки. Для большей эффективности работы и контроля за выполнением процессов понадобится внедрение соответствующих программ и инструментов. Однако если этого не сделать, потери почувствуют все.

Одним из решений может стать создание стратегического партнерства между крупнейшими звеньями цепи, например, поставщиком и продавцом, что позволит избежать затратных по времени переговоров. Кроме того, важно работать над уменьшением периода ожидания товара, ведь каждая минута простоя ведет к потере свежести продукции. Возможно, в среднесрочной перспективе эту проблему решит автоматизация транспортных процессов: ожидается, что доля автомобилей со встроенными системами помощи водителю возрастет с 10% в 2015 до 40% в 2025 году. Но остаются еще вопросы законодательных требований различных стран и несоответствие стандартизации, что замедляет процесс поставок.

Есть и другие факторы, которые смогут улучшить срок годности продукции: вывод более устойчивых сортов фруктов и овощей, новые технологии упаковки, обеспечение бесперебойных поставок с соблюдением нужного температурного режима.

Залог успеха - готовность к постоянным изменениям


Иногда поставки свежих продуктов страдают от непредсказуемых внешних факторов - плохих погодных условий или нападения вредителей. А иногда причина в резком всплеске спроса. Битва за клиентов становится все ожесточеннее, особенно там, где рынки насыщены. В будущем нехватка товара из-за погоды уже не будет приемлемым оправданием для потребителей. Поэтому если компания не хочет терять клиентов и заработок, она должна быстро реагировать и продумывать запасные варианты решения для любой ситуации.

Для динамического планирования ресурсов и контроля оборота товара понадобится установка современной системы аналитики, способной предсказывать колебания спроса и вариативность заказов. Наличие такой информации дает время для корректировки планов и нахождения альтернативных ресурсов еще до того, как последствия проблемы повлияют на поставки.

Оптимизировать периодические доставки можно используя меньшие по размеру транспортные средства. Еще одно решение - партнерство с организациями из других секторов, имеющих сходные требования к хранению и транспортировке продукции, например, фармкомпаниями. Такой вариант предусматривает совместное использование физических ресурсов - складских помещений, транспорта, а также компьютерных систем и онлайн-платформ.

Новые технологии сделают процесс поставки эффективным


Рынок свежих овощей и фруктов развивается очень стремительно и неоднородно, провоцируя нестабильность. Увеличить точность и надежность поставок помогут современные системы прогнозирования спроса и предложения и автоматизация процессов.

Прогнозная аналитика

Этот метод использует статистику, анализ данных, теорию игр и др. для создания прогнозов, что позволяет выявить потенциальные риски и возможности. Понимая важность прогнозной аналитики для долгосрочного планирования, все больше компаний будут использовать продвинутые системы и инструменты анализа, такие как машинное обучение или искусственный интеллект. Это поможет, например, автоматизировать пополнение запасов. Однако для получения такого результата сначала нужно внести в систему полную и проверенную базу данных всех звеньев логистической цепи.

В будущем прогнозы будут гораздо точнее, чем сейчас, но все равно несовершенными. Поэтому востребованными будут другие способы решения проблемы, например, создание онлайн-платформы продажи свежих продуктов вроде современной фондовой биржи, что поможет уменьшить избыток предложений.

Распознавание образов

Раздел кибернетики, посвященный классификации и идентификации объектов по определенным признакам, уже в ближайшем будущем найдет свое применение на рынке свежей продукции. Прежде всего в сортировке, для контроля качества продукции. Вместе с внедрением роботизации процессов сбора и упаковки товара это приведет к настоящему прорыву. Вопрос лишь в том, как быстро будут задействованы эти технологии.

Автоматизация процессов

Автоматизация складских процессов повысит надежность поставок товара, уменьшит количество задержек, улучшит соответствие требованиям строгих отраслевых стандартов, особенно в отношении качества поддонов и картонных упаковок. Но, как и в случае прогностической аналитики, важным условием является создание полной базы данных.

Уровень прозрачности и контроля

Едва ли не самой большой проблемой рынка свежей продукции является недостаточная прозрачность процессов. Много данных о продукции и ее логистике отсутствуют, а те, что есть, не всегда соответствуют действительности. В общем информация о жизненном цикле и транспортировке ограничена, а данные в основном записаны только на бумаге.

Надежду на то, что и этого направления бизнеса когда-нибудь коснутся изменения, дает технология блокчейна. Например, со временем потребители смогут отсканировать продукт и увидеть, где он выращен, когда собран, сколько времени ушло на транспортировку и тому подобное. Такие гиганты торговли, как Walmart и Carrefour, уже планируют использовать эту технологию. Блокчейн дает возможность присоединиться к процессу любому количеству участников, не теряя последовательности данных. Однако перед тем как насладиться преимуществами технологии, придется решить проблемы стандартизации данных, соответствующей сертификации и др.

Как улучшить цепочку поставок


Главная задача для производителей, поставщиков и продавцов свежей продукции - это интегрировать полный спектр всех факторов, указанных выше. Причем сделать это так, чтобы они соответствовали приоритетам и стратегическим планам каждого участника рынка.

В процессе не обойтись без:
Системы анализа. Не обязательно сразу устанавливать дорогие сверхсовременные программы: возможно, на первых этапах достаточно будет трансформировать под новые требования имеющиеся ресурсы. Или же сосредоточиться на обновлении отдельных бизнес-процессов.

Надежных сотрудников. Развитие рынка свежей продукции требует большего количества специалистов и рабочих рук. Найти персонал непросто, особенно на позиции в производстве и транспортировке с низкой оплатой. Причем это глобальная проблема, которую частично решит автоматизация процессов. Однако появятся другие вызовы: значительно возрастет потребность в аналитиках данных и инженерах-технологах.

Организационных изменений. Представители стремительно меняющейся индустрии нуждаются в гибкости и скорости реакций. Даже традиционным производителям придется перестраивать свои рабочие процессы, чтобы остаться в бизнесе. Всем участникам логистической цепи нужно оперативно реагировать на вызовы, быстро адаптироваться к новым условиям, при необходимости обновлять или заменять системы и методы управления. Во времена изменений без ошибок не обойтись, поэтому руководство компаний должно поддерживать свою команду, минимизируя страх провала.

С нынешними темпами развития предсказать будущее даже на 5-10 лет вперед почти нереально. Однако можно утверждать, что логистика свежих овощей и фруктов испытывает значительные трансформации, вызванные влиянием новых технологий и стремительным ростом круглогодичного спроса. Успеха добьются те, кто быстро примет новые правила и использует их в свою пользу. Уже можно наблюдать, как крупные игроки традиционной и онлайн-торговли включились в игры - гонка за лидерство началась.