UKRU

Бизнес-публикации

25 апреля 2018

Чем живет франчайзинг в Украине: 7 ключевых трендов.


Развитие франчайзинга открывает новые возможности для предпринимателей. В Украине и мире этот рынок стабильно растет и вызывает большой интерес со стороны малого и среднего бизнеса.
«Полноценно конкурировать на рынке могут только бренды с интересной идеей и максимально сосредоточенными владельцами. В основном именно такую бизнес-модель предлагают франчайзеры», - говорит соучредитель компании Franchise Group и автор проекта «Первая школа франчайзинга» Мирослава Козачук.

Спрос на отечественное


В течение последних пяти лет отечественный рынок франчайзинга вырос на треть. Это - достаточно стабильный тренд, который наблюдается несмотря на общее сокращение численности малого бизнеса. В Европе и Америке демонстрируют рост следующие категории: фастфуды, услуги по уборке, салоны причесок и фитнес-центры.

Наблюдение за международными игроками и рейтингами показывает определенное перспективное развитие событий и в Украине. Сейчас отечественным предпринимателям предлагается выбор из 416 предложений в 43 различных категориях.

В 2018 году в Украине, по прогнозам специалистов по франчайзингу, будут расти франшизы в следующих категориях: заведения общественного питания (рестораны, кафе, бары и фастфуд), услуги, медицина и дети.

Однако у нас есть собственные интересные особенности. Например, в распределении франшиз по странам. Отечественные франчайзеры доминируют сразу в трех сегментах. Больше всего их в различных сервисах - почти 70% - и бизнес-форматах - 64%. Более половины - 56% - составляют украинские производственные франшизы. Первенство иностранных владельцев франшиз заметно только на рынке товарных франшиз. И это вполне понятно, ведь большое количество международных брендов работают в Украине именно с бизнес-моделью франчайзинга.

Услуги по доставке


«Развитие франчайзинга побуждает украинских предпринимателей совместными усилиями искать новые модели предпринимательской активности, которые дают возможность качественно, быстро и экономически выгодно выстраивать собственные бизнесы. Будущий успех малого и среднего бизнеса без франчайзинга невозможен», - считает вице-президент Федерации Развития Франчайзинга Украины Александр Ногачевский.

Одним из наиболее динамично растущих секторов экономики в Украине и мире в ближайшие годы будет оставаться отрасль по предоставлению услуг экспресс-доставки (курьерской почты). Активный отечественный оператор этого сегмента - ТМ «Новая почта» - из запланированных новых 1000 отделений более 40% собирается открыть совместно с партнерами. Не менее амбициозные планы и у других игроков на рынке курьерской доставки. Поводов для оптимизма у них на самом деле достаточно.

Во-первых, влияние услуг курьерской почты в дальнейшем будет влиять на развитие торговли и предпринимательства во всех сферах экономики в Украине. Именно благодаря модели франчайзинга инфраструктура экспресс-доставки дала возможность многим отраслям (таким как легкая промышленность, пищевая промышленность, производство электроники и логистика и т.д.) эффективнее развивать собственные предприятия, быстро находить своего покупателя, минуя сложные барьеры каналов сбыта, которые создают розничные сети, и увеличивать конкурентоспособность.

Во-вторых, высокая динамика развития электронной коммерции и инфраструктуры экспресс-доставки побуждает предпринимателей и их методы ведения бизнеса в Украине все больше подвергаться глобальному влиянию и адаптироваться к международным стандартам, неотъемлемой частью которых являются услуги экспресс-доставки.

Внимание на здоровье и разум


Другой тренд - популярность франшиз в категориях «Здоровье» и «Образование». Предприниматели видят, что украинцы все больше внимания обращают на благосостояние своей семьи, поэтому охотно открывают по франчайзинговой модели разнообразные детские центры развития, альтернативные учебные заведения, фитнес-центры, медицинские лаборатории и клиники. Кстати, последнее направление должно еще более активизироваться из-за начала реализации медицинской реформы в Украине и постепенной переориентации платежеспособных пациентов на частные медицинские учреждения.

Стабильно растет количество сделок в сегменте детского образования и досуга. Чаще всего покупатели франшиз в сфере образования заинтересованы в курсах по подготовке к ВНО, которые помогают школьникам готовиться к экзаменам. Не теряют своей популярности языковые школы и курсы, развитие которых с помощью франчайзинга в последние десятилетия только ускоряется. Новыми франчайзинговыми предложениями становятся услуги дополнительного образования для детей: разнообразные футбольные, балетные и танцевальные школы. Такая активность в отдельных направлениях сказывается на перераспределении франшиз по типам. Если раньше более 60% в Украине составляли товарные франшизы, то уже в начале 2018 года их доля сократилась до 45%. При этом доли сервисных и франшиз бизнес-формата (b2b-сегмент) увеличились до 27% и 22% соответственно. Наименьшая доля производственных франшиз - всего 6%.

Мультиформатный подход


Появление мультибрендинговых франчайзи - один из новых трендов. Как отмечает Александр Ногачевский, все больше франчайзи начинают приобретать несколько франшиз, объясняя это тем, что такая стратегия помогает улучшить денежный поток, а также является «подушкой безопасности» от падений в конкретном бизнесе. Хотя еще несколько лет назад владельцы франшиз пытались вводить эксклюзивные условия для своих партнеров, которые запрещали последним развивать параллельно еще какой-то бизнес.

Первыми экспериментировать с сочетанием различных форматов начали львовские предприниматели. В марте этого года в Киеве открылась первая мультиформатная точка Холдинга эмоций! FEST.

Как отмечает руководитель направления франчайзинга Холдинга эмоций! FEST Евгений Стефанюк, концепцию 3 в 1 реализовали вместе с партнерами. «Надеемся, что наши проекты из сочетания сразу трех львовских брендов «П'яна Вишня», «Львівські пляцки» и «Книгарня-кав'ярня Видавництва Старого Лева» та «Львівська копальня кави» и «Львівська майстерня шоколаду» на одной торговой площадке в двух разных ТЦ «Эпицентр» создадут комфортные условия для гостей и предоставят хороший синергетический эффект от сочетания таких различных продуктов всем заинтересованным сторонам», - говорит он. Евгений Стефанюк отмечает, что первый опыт сочетания двух брендов в Черновцах, который стартовал с августа прошлого года, оказался успешным. «Сдвоенный формат работает гораздо эффективнее. Выручка «Львівські пляцки» увеличилась вдвое после открытия рядом второго заведения - «П'яна Вишня» - отмечает он.

Индивидуальный подход и drive-формат


Перспективный тренд - максимальный рост уровня клиентоориентированности. Бизнесы, позволяющие потребителям создавать индивидуальные продукты и услуги, будут иметь успех. Это могут быть, например, собственные салаты и гамбургеры и разнообразные WOK-концепции, ингредиенты в которых покупатель смиксирует по своему вкусу, а не только выберет блюдо по конкретному рецепту утвержденной технологической карты.

Забота о клиенте заметна в росте популярности услуг и продуктов «по требованию» и «вынос». Франчайзеров заинтересовал так называемый drive-формат. Основатель проекта сети пекарен Lviv Croissants Андрей Галицкий сейчас готовит к запуску первый Lviv Croissants drive на базе франчайзинговой точки в Черкассах. «За счет нового формата drive компания собирается от локаций на центральных улицах перейти к автомобильным развязкам и даже начать открывать новые точки на парковках ТРЦ, которые позволяют спроектировать удобный подъезд», - объясняет он. Старт проекта ожидается примерно через полгода.

Мобильный маркетинг


Элементы традиционного маркетинга малоэффективны для поколения милениалов. Среди ориентированных на молодежь бизнесов наибольшего успеха достигают те, кто делает ставку на социальные сети и живое интерактивное общение. «На коне» предприниматели, которые реально реагируют на проблемы и опасения потребителей и имеют ответ на вопрос «Как использовать их так, чтобы обеспечить лучшее обслуживание своих клиентов?».

«Сейчас соцсети работают эффективнее любого сайта. Там можно найти и информацию о бренде, и меню, и посты. Раньше я вкладывал деньги в это, но контекстная реклама в Фейсбуке дает в десятки раз больше потенциальных клиентов», - рассказывает владелец проекта здорового питания NTP Валентин Иванов.

По его наблюдениям, огромную роль в развитии ресторанного бизнеса, развивающегося в сегменте франчайзинга, играют сервисы Foursquar и TripAdvisor. «Если посетители делают чек-ины, то очень быстро заведение становится популярным», - утверждает он.

Ребрендинг известных сетей


Еще один тренд - ребрединг и осовременивание формата популярных в прошлом заведений общественного питания. Недавно о таком проекте заявила компания Fast Food Systems, которая уже почти двадцать лет развивает в Украине две франчайзинговые сети ресторанов - Celentano и «Картофельный дом». Последний бренд в течение нескольких прошлых лет из-за изменения вкусов потребителей и концентрации партнеров на развитии одной из площадок (Celentano) почти прекратил свое существование.

Однако, несмотря на большую узнаваемость этого бренда, владельцы Fast Food Systems пообещали проекту реинкарнацию. Компания всерьез взялась за реформирование сети: изменится почти все - от названия и формата помещений до интерьера, кухни и меню.

Как рассказал бренд-шеф «Картофельный дом» Дмитрий Новаков, вскоре старая торговая марка появится в новом обличье. «Обновление бренда начнется с нового формата - рестораны станут гастробарами Potate House, где для клиентов будут готовить блюда и установят отдельный бар. Также в учреждениях появятся официанты, а еду можно будет взять с собой. С украинской кухни кафе перейдет на американскую - будет даже картофельный бургер. Эта кухня была и раньше заложена в концепции, но на этом не делали акцент», - делится он планами.

Таким образом, франчайзер хочет расширить аудиторию кафе. Если раньше туда приходили преимущественно семьи, то теперь компания пытается привлечь и молодое поколение. Для этого помещения и залы внутри него будут просторными и с большими столами, чтобы могли удобно разместиться крупные компании. Кроме того, меню пополнится блюдами, рассчитанными на несколько человек.

Обратный франчайзинг


Несколько месяцев назад одна из ведущих национальных розничных сетей супермаркетов открыла несколько точек по новой для компании модели бизнеса - обратного франчайзинга. Проект по обратному франчайзингу реализуется в новом формате «Наш Край 3.0».

Как отмечает руководитель отдела маркетинга сети «Наш Край» и Spar Петр Кульпач, она позволяет партнерам инвестировать в открытие собственного магазина и получить процент от прибыли, но при этом его управлением будет заниматься команда франчайзера.

«Часто к нам приходили партнеры, имеющие финансовые средства, помещения и желание открыть супермаркет, однако они заняты другими проектами, полностью сосредоточены на другом бизнесе. Или же не имеют опыта в продуктовом ритейле, а учиться всем нюансам не хватает времени. По схеме обратного франчайзинга были открыты в декабре два супермаркета в Ровенской области - и опыт чрезвычайно успешный. Магазины менее чем за месяц вышли на запланированные финансовые показатели. Партнеры, не прилагая чрезмерных усилий, получают прибыль», - добавляет Петр Кульпач.