UKRU

Бизнес-публикации

12 апреля 2018

Есть хочется всем.


Локальные торговые сети вытесняют крупных игроков. Кто будет формировать украинский рынок продуктового ритейла в будущем?
Инфляция уже не первый год является «двигателем» украинской торговли. В прошлом году рост розничного товарооборота продуктовых сетей снова был обусловлен увеличением инфляции, а не доходами украинцев. И не тем, что они стали есть больше. По предварительным оценкам компании GT Partners Ukraine, объемы продаж украинских продуктовых сетей в 2017 году увеличились как минимум на 15% и превысили 250 млрд грн. В натуральном выражении показатель реализации товаров остался на позапрошлогоднем уровне.

Согласно исследованию компании GfK, в прошлом году расходы на потребительскую корзину (включает более 80 товарных категорий: продукты питания, напитки, моющие средства, бытовая химия, предметы личной гигиены) выросли на 19% по сравнению с показателями 2016 года. При этом, как отметила Марина Забарило, руководитель потребительской панели домохозяйств компании GfK, этот рост обусловлен подорожанием приобретенного. Тогда как реальное (количественное) потребление практически не изменилось - увеличилось лишь на 0,1%.

Ситуация с розницей


С учетом того, что какие-то компании уходят с рынка, какие-то приходят, общее количество игроков продуктового ритейла в последние годы кардинально не меняется. В прошлом году в стране появились такие сети, как «Купава маркет» (четыре магазина) в Тернополе и «Щедрый маркет» (четыре магазина) в Луцке. Кроме того, инвестиционная группа VolWestGroup (сеть «Наш Край») после подписания в январе прошлого года договора о сотрудничестве с международной группой Spar International начала развивать в Украине сеть SPAR. В 2017-м было запланировано открыть 15 магазинов, а в ближайшие три года - 50 торговых точек за счет собственных супермаркетов. Новички на рынке появляются и в этом году. В частности, СМИ сообщали, что ресторанная компания L'Kafa Group в марте откроет в Киеве свой первый «магазин у дома» «Базар Экспресс». Рестораторы планируют за два-три года создать сеть из 30-40 точек.

Заметной тенденцией 2017 года стало активное развитие локальных торговых сетей, охватывающих один экономико-географический регион. Некоторые местные сети завоевали большую лояльность потребителей, таким образом потеснив на своих рынках крупных ритейлеров. По словам Игоря Гугли, директора консалтинговой компании GT Partners Ukraine, в прошлом году в сегменте мини-маркетов активно росли такие сети: «Точка» (47 магазинов) в Одессе, «Файно Маркет» (63 магазина) в Кропивницком, а также киевская сеть «ЛотОК ». Например, «Файно Маркет», по данным компании, в 2017-м открыл 18 новых магазинов. А сеть «ЛотОК», которая насчитывает 87 торговых точек, только в прошлом году открыла 22 новых «магазина у дома».

Активность локальных игроков обусловлена сосредоточенностью в регионах, которые им хорошо знакомы и понятны. А также их развитием преимущественно в востребованном сейчас формате «магазины у дома». Для таких магазинов проще найти подходящие помещения. Кроме того, как отметила Анастасия Вишняк-Кулагина, исполнительный директор сети продуктовых супермаркетов DIGMA (г. Харьков, 32 магазина), в основе формата «магазин у дома» уже заложена высокая степень лояльности потребителей за счет локации: таким магазинам проще дифференцироваться, находить преимущества, которые позволяют увеличивать лояльность потребителей.

По мнению Алексея Дорошенко, генерального директора Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей, региональные сети выживают и развиваются еще и потому, что «паразитируют» на поставщиках товаров, нарушая договоры оплаты поставленной продукции. «Хотя есть отдельные поставщики, работающие по предоплате или по факту поставки товара, в основном сети рассчитываются в течение 30-60 дней», - объясняет г-н Дорошенко.

Еще одна возможная причина активности региональных игроков кроется в статистике лидеров рынка, которые несколько сбавили темпы развития. В частности, группа компаний Fozzy Group в прошлом году сфокусировалась на развитии сети «Фора» в пределах столичного региона. Как отметил Игорь Гугля, компания также стала больше внимания уделять своему дискаунтеру Thrash!, открывая эти магазины на месте наименее рентабельных «Сильпо» и давая, таким образом, второй шанс торговой локации. Несколько снизил темпы развития лидер отечественного рынка ритейла - корпорация «АТБ». Если в 2016 году компания открыла 111 магазинов, то в 2017-м - 78. По словам Бориса Маркова, генерального директора корпорации «АТБ», «уменьшение количества открытых торговых точек в 2017 году по сравнению с предыдущим годом связано прежде всего с усилением основных требований, которые компания предъявляет к объектам, которые покупаются или берутся в аренду для открытия новых магазинов торговой сети. Внедрение новой концепции магазинов в прошлом году также повлияло на эти показатели». Сейчас в торговой сети «АТБ» уже работают 44 обновленные дискаунтеры. В планах компании на текущий год - реконструкция еще 50 магазинов.

Также напомним, что в настоящее время компания нацелена на завоевание западного региона страны и расширение логистической инфраструктуры сети. Так, в конце 2016 года компания приобрела несколько магазинов сети «Барвинок», а в прошлом году выкупила часть активов сети «Колибрис». В этом году, по словам господина Маркова, корпорация «АТБ» планирует открыть более 100 новых магазинов, преимущественно в западном регионе, Одесской области и Киеве. В текущем году намерены также активно развиваться и другие крупные игроки. В частности, Анна Панасюк, директор по маркетингу сети «ЭКО Маркет», отметила, что у компании «ЭКО Маркет», которая в прошлом году вообще не открывала новые магазины, на 2018-й серьезные, амбициозные планы. Однако, к сожалению, не уточнила, какие именно.

Элементы консолидации


Активное развитие локальных игроков по сравнению с крупными сетями не может продолжаться бесконечно. Некоторые эксперты считают, что увеличение количества локальных игроков - это временное явление на украинском рынке продуктового ритейла.

Учитывая планы развития крупных игроков, а также западные тенденции в торговле, крупные сети постепенно будут поглощать мелких игроков и наращивать свою рыночную долю. «Пока что отдельные локальные сети развиваются, потому что не нашли свою нишу, - считает Алексей Дорошенко. - Они генерируют убытки, торговая сеть окупается при наличии 50 магазинов и более. Поэтому мало кто из локальных игроков выдержит конкуренцию с крупными ритейлерами, и региональные сети в перспективе уйдут с рынка». То есть, по мнению эксперта, несмотря на нынешнюю разрозненность рынка, его консолидация неизбежна. «Украинский рынок продуктового ритейла пока сложно назвать высококонсолидированным. Крупные игроки преимущественно ведут борьбу за локации, а не за бизнес. Это связано с тем, что потенциальные претенденты на поглощение не имеют четкого позиционирования, а также с дефицитом соответствующих торговых площадей, - отметила Анастасия Вишняк-Кулагина. - Но консолидация рынка - это мировой растущий тренд, что позволяет игрокам нарастить долю, усилить позицию на рынке и предложить интересную цену за счет экономии на масштабе. И Украина - не исключение».

Примером укрупнения игроков стало приобретение летом прошлого года компанией Auchan девяти гипермаркетов «Караван». Благодаря этой операции международный ритейлер увеличил количество торговых точек в Украине до 20, их суммарная площадь составила 160,6 тыс. кв. м. Это позволило компании войти в новые для сети города - Харьков, Днепр, Житомир, Черновцы.

Следует отметить, что не все присутствующие на украинском рынке международные игроки динамично развиваются. Судя по всему, перспективным считают украинский рынок в компании Novus, ведь, как заметил Игорь Гугля, это не единственный оператор, который в последние годы строит в стране крупные магазины с нуля.

Компания Billa, которая работает в Украине с 2000 года, наоборот, покинула некоторые регионы присутствия. В частности, у ритейлера были магазины в Днепре, Запорожье, Харькове, Одессе, Никополе, Краматорске, Херсоне. Представители компании заявляли о планах развиваться в столице. На запрос БИЗНЕСа в компании не ответили. Исходя из открытой информации, сейчас у этой международной сети 13 магазинов в Киеве, по одному - в Борисполе и Вышгороде, а также супермаркет в Житомире.

Пока доля крупных компаний на украинском рынке продуктового ритейла невелика. Как отметил Игорь Гугля, если в европейских странах на первую тройку-пятерку игроков приходится почти половина рынка, то в Украине в 2016 году топ-10 ритейлеров удерживали 32% рынка. По данным эксперта, количество мини-маркетов в Польше, например, в 15 раз выше, чем в Украине. Поэтому потенциал для развития в Украине как мелких, так и крупных ритейлеров еще достаточно высок. И когда именно состоится ожидаемая концентрация рынка, пока прогнозировать сложно. Вероятно, этому будет способствовать повышение благосостояния и покупательной способности украинцев.

Форматы


Различные исследовательские компании по-своему структурируют розничные каналы продаж и форматы магазинов. Однако аналитики сходятся во мнении, что в последнее время активно развиваются магазины небольших площадей и легкой доступности.

По данным исследования компании GfK, если в 2016-м по темпам роста в Украине лидировали дискаунтеры и Cash&Carry, то в прошлом году - специализированные магазины, гипермаркеты и «магазины у дома». По словам Марины Забарило, специализированные магазины наращивали оборот за счет увеличения доли более дорогой продукции в ассортименте, что позволило привлечь новых покупателей, а гипермаркеты, наоборот, предлагая более дорогую продукцию, потеряли часть своих покупателей, но при этом оставшиеся покупатели стали приобретать в гипермаркетах чаще.

Также, по данным потребительской панели домохозяйств компании GfK, в прошлом году вдвое увеличилось количество интернет-покупок, хотя их доля в общей структуре реализации товаров повседневного спроса остается незначительной - 0,1%. «Интересно, что средние затраты на покупку в интернете уменьшились, а частота и размер покупки увеличились, что свидетельствует о том, что покупатели стали чаще покупать онлайн не только парфюмерию и дорогую косметику, как это было в прошлые годы, но и продукты питания», - заметила Марина Забарило.

Возможно, с учетом растущей популярности в стране «магазинов у дома» некоторые ритейлеры, которые ранее не развивали этот формат, собираются его осваивать. В частности, компания Auchan, присутствующая в сегменте гипермаркетов, еще в начале прошлого года заявляла о планах открывать в Украине свои точки в формате «магазинов у дома». На вопрос БИЗНЕСа, когда это произойдет, пресс-служба Auchan ответила, что информация о стратегии развития компании является конфиденциальной. «Мы планируем продолжить экспансию и расширять свою представленность на украинском рынке, активно изучаем различные проекты и возможности рынка. В конце I квартала этого года планируем открытие магазина «Ашан Рив Гош» (традиционный гипермаркет. - Ред.) В Киеве, которое ранее анонсировали», - сообщили в Auchan.

Согласно данным компании GT Partners Ukraine, в последние годы в Украине больше открывается мини-маркетов (магазинов самообслуживания площадью до 200 кв. м). Как пояснил Игорь Гугля, этому способствует большое предложение вакантных помещений для магазинов такого формата. Тогда как найти помещение под супермаркет гораздо сложнее. Кроме того, у таких магазинов небольшой срок окупаемости (полтора-три года) и возврат инвестиций. И инвестиции поменьше - $20-30 тыс. на 100 кв. м.

Прогноз


В этом году эксперты не ожидают революционных изменений на украинском рынке продуктового ритейла. «Ситуация кардинально не изменится. Локальные операторы, как и раньше, будут развиваться в пределах своих регионов. Национальные будут развиваться органично путем открытия магазинов или искать возможность поглотить мелких», - отметил Игорь Гугля.

В 2017 году розничный товарооборот продуктовых торговых сетей в Украине составил 250-260 млрд грн.

По мнению Алексея Дорошенко, в этом году рынки и дальше будут «забирать» все больше покупателей, что будет сказываться на доходах отдельных игроков. Он считает, что будет увеличиваться доля импортных товаров, и торговые сети восстановят программу собственного импорта, от чего многие отошли уже года с два. В Западной Украине только невысокая цена будет критерием выбора покупателей, поскольку там значительно будет активизироваться приграничная торговля. «Разница в стоимости продуктов в Украине и Польше растет, в Украине - дороже, что будет стимулировать ввоз товаров как по правилам, так и «в черную». Несмотря на ограничения в €500 на покупки для «челноков». Поэтому количество импортных товаров будет расти на рынках и в маленьких магазинах», - пояснил господин Дорошенко.

Кроме того, аналитики уверены, что в ближайшие год-два на украинский рынок продуктового ритейла вряд ли выйдут новые зарубежные игроки. «Иностранным игрокам неинтересен украинский рынок продуктового ритейла. Они смотрят на покупательную способность населения. И срок окупаемости проектов в 7-12 лет никого не вдохновляет», - отметил Алексей Дорошенко. К тому же бизнесмены утверждают, что Украина не стала менее рискованной страной, ведь до сих пор присутствует непрозрачность ведения бизнеса, проблемы с отводом земли и тому подобное. Что также не лучшим образом сказывается на интересе инвесторов.

Рынок в цифрах


По оценкам компании GT Partners Ukraine, в Украине около 150 компаний, в состав которых входят торговые сети, если считать сетью количество магазинов от двух. В стране насчитывается семь национальных операторов - «АТБ», Fozzy Group, VolWestGroup, «ЭКО Маркет», «Фуршет», «Таврия-В» и Retail Group («Велика кишеня», «Велмарт», «ВК Экспресс»), если считать национальной компанию, которая присутствует в четырех из пяти экономико-географических регионов Украины. Локальные ритейлеры, по данным GT Partners Ukraine, составляют 83% от общего количества игроков. И, как уже упоминалось, ежегодно на рынок выходят два-три новых оператора.

Источник: https://business.ua/biznes/item/2783-jisti-khochetsya-vsim/