UKRU

Бизнес-публикации

23 марта 2018

Плодоовощное производство: тренды-2018.


В прошлом агросезоне на рынке наблюдался избыток овощей невысокого качества из-за отсутствия достаточных мощностей для хранения и были проблемы со сбытом овощей борщового набора, невзирая на их низкую рыночную цену. Поэтому украинские сельхозпроизводители скорректировали свои планы и в новом сезоне уменьшили посадочные площади под картофель и овощи борщового набора.
Такой анализ предоставил Александр Хорев, руководитель проекта «АПК-Информ: овощи и фрукты». По его наблюдениям, украинские фермеры массово экономили на посадочном материале и средствах защиты растений в прошлом году, так же собираются поступить и в новом сезоне. Поэтому эксперт ожидает большой разбег цен на овощи и фрукты в новом сезоне в зависимости от качества продукции.

Рынок фруктов будет расти


С 2006 года в Украине постоянно растет производство малины, голубики, клубники, в частности, фермеры надеются получить хорошие прибыли за счет экспорта в Европейский Союз, где эта продукция продается существенно дороже, чем в Украине. Сейчас производство фруктов составляет около 750 млн долл. США (0,8% ВВП Украины), то есть 0,3% мирового рынка. При этом экспортируется менее 3% продукции, несмотря на наличие спроса за рубежом. Рентабельность производства фруктов, по данным «АПК-Информ», составляет 30-50%. Что касается внешней торговли овощами и фруктами, то импорт овощей и фруктов превышает экспорт. В частности потому, что в Украине почти 85% фруктов и 90% ягод производятся небольшими хозяйствами, которым трудно пройти весь путь сертификации продукции, необходимый для начала экспорта. Однако все это - явные предпосылки использовать ситуацию и развивать экспортное направление собственного агробизнеса.

Украинский потребитель активизируется


Однако некоторым украинским производителям целесообразнее стимулировать внутреннее потребление плодоовощной продукции, чем тратить усилия на организацию экспорта, - считает Ирина Кухтина, президент ассоциации «Ягодоводство Украины», которая много лет отвечала за закупку фруктов для Danon. По ее мнению, импорт фруктов, которые можно заменить выращенными в Украине, составляет не менее 100 тыс. тонн. В Украине потребление фруктов на душу населения составляет 35 кг/год, в Польше - 65 кг, в США - 180 кг. Кухтина говорит о большом потенциале внутреннего рынка: еще два года назад украинцы потребляли около 60 кг фруктов, как поляки.

При этом Кухтина напоминает: Америка замкнутая как рынок, Европа сама является импортером. Красные ягоды (малина, вишни, клубники) растут везде, поэтому им хватает собственных производителей, у нас закупают лишь при неурожае. «За счет увеличения потребления до уровня Польши и импортозамещения мы можем увеличить внутренний рынок фруктов на 40-45%», - отмечает эксперт.

Переработка становится все более перспективной


Бизнес должен решить проблему сохранения урожая: рынок переработки не очень развит, и замороженные, сушеные фрукты и ягоды занимают около 3%. Многие идут на корм скоту. Так, по данным Госкомстата, в 2016 году потеряно 152 тыс. тонн капусты, 92 тыс. тонн лука, 79 тонн моркови, 86 тыс. тонн огурцов и др. (то есть более 10% собранного и до 30% от потребленного населением). Так что это также открытое направление для бизнеса.

Ориентация на глобальный рынок


Сравнивайте свои цены и качество с мировым рынком. Рынок глобальный: смотрите, не на цены в соседней области, а сколько в соседних странах. Так, в 2016 году благодаря импорту в Украине были невысокие цены на яблоки при плохом урожае. В 2017-м урожай яблок в стране еще меньше, но помогли соседи, поэтому импорт яблок вырос втрое, а несмотря на рост курса евро, цены выросли незначительно.

Сужение продуктовой линейки


Чтобы быть успешным в новом сезоне, необходимо четкое позиционирование: выращивать не все подряд, не то, что дороже, а то, что на самом деле можем и умеем выращивать в своем регионе и что будет пользоваться спросом. Например, на сбор 50 га ягод нужно будет 500 сезонных рабочих - будет столько в вашем районе? При увеличении площадей возможно падение урожайности из-за несоблюдения технологии, а поэтому и падение доходов. Выбирая культуру для выращивания, умный фермер будет думать заранее, кому продавать? Здесь у него три пути: свежий рынок, где высокая маржинальность. Рынок переработки: крупные партии, гарантированный сбыт. И экспорт: доходы при организации логистики, сертификации и стандартизации. Итак, будет выигрывать тот, кто сузится в производстве до того объема и количества позиций овощей и фруктов, которое сможет гарантированно продать с наибольшей маржинальностью и наименьшими потерями.

Кооперация производителей


Дмитрий Николаев, менеджер Украинского проекта бизнес-развития плодоовощеводства, советует малым украинским фермерам кооперироваться. Объединение однотипных предприятий позволяет им агрегирование в обработке и упаковке продукции и логистике. Так, один из кооперативов в Одесской области объединил около 100 фермеров, которые выращивают чеснок для экспорта в Канаду. Вместе они покупают посадочный материал, консультируются относительно технологии, сейчас строится мини-завод со складом для хранения 1000 тонн продукции. Вместе легче попасть и на полки супермаркетов.

Цепочки добавленной стоимости


Стремясь продавать продукцию как премиум, придется потратиться на упаковку и продвижение. Особенно это касается малоизвестной нишевой продукции, такой как аспарагус, скажем. Но большую роль играет при экспорте. Так, мелитопольскую черешню в этом году экспортировали в Гонконг. За 400-граммовую упаковку в виде коробки конфет платили 12-15 долл. В с. Водяное Каменско-Днепровского района построена первая в Украине упаковочная платформа для овощей закрытого грунта, где их складывают в тару, затем в поддоны и охлаждают. Ищите собственные решения, которые помогут повысить стоимость вашего товара.

Диверсификация производства


Популярное сочетание культур: например, орех+ чеснок. Перспективными являются проекты по агривольтаике. «Выбор правильного ассортимента - 50% успеха агропроизводителя», - считает Петр Киенко, ООО «Декоплант», которое специализируется на производстве ягод. Именно ягодные культуры в Украине сейчас находятся на линии роста. Польша активно сокращает площади малины, имея проблемы с работниками, тогда как Украина достаточно активно пошла на мировой рынок со своей продукцией. Смородина - очень недооцененная культура, по мнению эксперта. Приносит доход около 350 тыс. грн/га. Сажая ежевику, можно рассчитывать на доходы 600-700 тыс. грн с гектара. Черника высокорослая (голубика) находится на 3-м месте в Европе по популярности, а в Украине ее площади занимают около 500-1500 га. Самая большая плантация находится на Житомирщине. Оттуда украинцы наладили экспорт черники в свежем виде в Великобританию, Нидерланды, Германию. Очень недооценена в Украине жимолость, которая первой из ягодных культур плодоносит и потребление которой следует активизировать.