UKRU

Бизнес-публикации

16 марта 2018

Пассажиры вместо грузов.


Наблюдать за трансформацией бизнеса всегда интересно. Особенно, если речь идет о предприятии, которому удается занимать лидирующие позиции независимо от изменения времени, устройства, экономической модели и даже рыночного сегмента, в котором оно работает. Почти полвека работы николаевской автотранспортной компании «Орион-Авто» доказывает, что это возможно.
Совладелец компании - настоящий «аксакал перевозок» Валерий Буркун - рассказывает о важном: умение правильно расставлять акценты в бизнес-составляющих своего предприятия, чтобы двигаться вперед. Он знает, почему иногда нужно задуматься о кардинальном изменении вектора развития и зачем предпринимателю-перевозчику ежедневно ставить себя на место рядового пассажира.

Жизнь «на колесах»


Валерий Буркун в транспортной отрасли уже сорок лет. О выборе своем не жалеет: признается, что это была его детская мечта. В восьмидесятых молодого специалиста направили на николаевское автотранспортное предприятие по грузоперевозкам, чтобы «подтянуть показатели». В девяностых он вместе с коллективом стал совладельцем акционерного общества после его приватизации. В начале двухтысячных понял: чтобы выжить, надо существенно трансформировать компанию.

До 2004 года предприятие предоставляло услуги по перевозке грузов, преимущественно выполняя различные государственные заказы. Но объемы работ, которые были в то время, значительных возможностей для развития и прорыва не обещали. «Проанализировав местный рынок, понял, что есть смысл попробовать свои силы в сегменте пассажирских перевозок. Сразу решили, что выйдем на рынок не городских, а пригородных и междугородных пассажирских перевозок», - вспоминает Валерий Буркун.

Стратегия и тактика энергичного и целеустремленного руководителя оправдали себя: уже в 2009 году ОАО «Орион-Авто» стало лидером отрасли на локальном рынке. Сейчас это - многопрофильное предприятие с собственной материально-технической и ремонтной базой. Компания обслуживает более 100 маршрутов: занимает первое место в Николаевской области среди автопредприятий и четвертое - в Украине (среди организаций, которые занимаются перевозками).

Современный автопарк


Это весомая статья расходов предприятия - современная материально-техническая база. Ее основа - транспортные средства различных видов, модификаций и назначения. Валерий Буркун вспоминает, что первые 16 автобусов (ЛАЗ и «Икарус») «с пробегом» были приобретены у соседнего АТП за кредитные средства. Когда почувствовали, что эксперимент по перепрофилированию компании является успешным, ускорили темпы расширения и обновления.

«Относительно выгодные и лояльные условия кредитования в 2005-2008 годах позволяли обновлять почти от 5% до 15% подвижного состава техники. И мы активно использовали этот инструмент», - объясняет он. Одним из финансовых партнеров компании на протяжении многих лет остается Райффайзен Банк Аваль. В течение нескольких лет подвижной состав пополнился большим количеством нового транспорта импортного происхождения: Mercedes, Neoplan, Setra, Isuzu Ataman, MAN, Youtong. На данный момент автопарк компании состоит из более чем 150 надежных, безопасных и комфортабельных автобусов и ежегодно пополняется.

За последнее десятилетие на конкурентоспособность предприятия негативно повлиял курс валют: из-за девальвации гривны и слишком дорогих кредитных средств о прежних темпах обновления автопарка приходится только мечтать. Ведь львиная доля доходов в компании в гривне, поэтому, чтобы перекрыть «черную дыру» расходов на ремонт и комплектующие, предприятие начало искать новые возможности.

Свой техосмотр


Валерий Буркун умело использует богатый опыт работы в рыночных отношениях для достижения максимальных результатов. «Пришлось развивать собственный сервис. Если водители будут по каждому случаю ездить на внешнюю станцию техосмотра, то эта статья расходов разорит бизнес. Своя ремонтная база позволяет быстро решать любые вопросы технического характера», - отмечает директор «Орион-Авто». Расходы на техническое регулярное обслуживание по самостоятельному выполнению работ составляют всего 5-6%, а не 16-18%.

Развитие собственной базы техосмотра вопрос об обновлении автобусного парка, конечно, полностью не решает, однако позволяет снять напряжение относительно преждевременного износа и старения подвижного состава.

«Планово-предупредительные ремонты: ТО 1, ТО 2 позволяют автобусам работать на линиях без отказов со стороны техники. Хотя в денежном выражении планово-предупредительные ремонты выходят несколько дороже из-за того, что часто мы принудительно заменяем детали, которые еще могут прослужить какой-то моторесурс. Но мы сознательно выбираем такой путь. Это позволяет увеличить срок эксплуатации подвижного состава и уменьшить количество аварийных отказов на линии», - объясняет руководитель компании.

Хотя, как признается Валерий Буркун, технический центр преимущественно выполняет внутренние заказы, рыночные перспективы для развития этого направления тоже есть. Сегодня в собственном сервисном центре компания предоставляет услуги внешним заказчикам - от осмотра и диагностики крупногабаритных транспортных средств, проверки параметров тормозных систем, регулирования осветительных приборов, развала и схождения колес и определения вредности выхлопа транспортных средств до капитального ремонта электрооборудования и двигателей.

Пассажиры


Несмотря на тяжелые экономические условия, автопредприятие не только удерживает высокий уровень производства, но и наращивает свои возможности. Компания сосредотачивает свое внимание и заботу на повышении уровня качества обслуживания населения пассажирскими перевозками. Ежедневно проверяет техническое состояние подвижного состава и результаты медицинского осмотра водителей.

А еще - для удобства пассажиров и предоставления им услуг на уровне европейских «Орион-Авто» реализует проект по введению в действие собственных автостанций. Разрешительные документы, лицензии, прозрачная деятельность - вот неизменная формула работы этого автоперевозчика.

Валерий Буркун признается, что почти всегда ставит себя на место обычного пассажира. Задаю вопрос: «Чего человек хочет? Что является для него важным?» Ответ на этот вопрос прост: люди хотят легкого и комфортного передвижения. Пассажирам совсем не нужно знать, что для удовлетворения их потребительских нужд на николаевском предприятии работают несколько смежных сервисных направлений: в частности, цех по пошиву чехлов и подголовников, мойка и санитарная чистка автобусов, центр технического обслуживания подвижного состава и тому подобное.

«Пассажир всего этого не видит. Ему важно своевременно сесть в чистый опрятный автобус, увидеть доброжелательного водителя в фирменной одежде, своевременно и без происшествий добраться до пункта назначения. Некоторые предприниматели считают эти расходы неразумными, другие - прихотями. Но за многие годы работы на этом рынке я убедился, что экономить на безопасности и сервисе категорически нельзя. Всегда надо смотреть на бизнес с точки зрения потребителей. Мы не можем рисковать их жизнью и терять зря их время. Пассажиры не прощают ошибок и аварийных отказов», - убежден Валерий Буркун.

Персонал


Чтобы ежедневно контролировать передвижение более сотни маршрутов «Орион-Авто», нужны талантливые специалисты и организаторы. Валерий Буркун утверждает, что у него много таких, и вообще он гордится коллективом. Это более 250 человек, среди которых кадровая ротация невелика. «Работники получают конкурентную по городу зарплату. Но конкурировать с Польшей становится все сложнее. Предложить людям такие же зарплаты, как в Польше, к сожалению, мы не можем, ведь цены на перевозки у нас зафиксированы в гривне, а не в евро или злотых. Но мы стараемся создать нашим сотрудникам достойные условия труда, чтобы люди задумались обо всех плюсах и минусах ротаций», - рассказывает директор.

Маршруты


Перевозчик должен выполнять условия договоров, заключенных с организаторами перевозок на определенной территории, соблюдать стандарты и нормы безопасности движения и пассажирских перевозок.

Автобусы «Орион-Авто» курсируют в 18 областных центров и крупных городов Украины, транспортным сообщением охвачены все райцентры Николаевской области. Кроме того, предприятие вышло на международный уровень и успешно обслуживает 4 международных маршрута.

К сожалению, часто передвижению в прямом смысле мешают дороги. Точнее, их ужасное состояние. В Украине направления по нормальным дорогам можно пересчитать по пальцам: киевское, одесское. По некоторым маршрутам к месту назначения можно просто не доехать. Например, Николаев - Кропивницкий, Николаев - Днепр. Иногда руководству компании приходится закрывать маршруты из-за того, что современные комфортабельные автобусы не могут проехать: клиренс автобуса 16 см, а глубина вмятин на дороге достигает 30-35 см.

В «Правилах предоставления услуг на перевозки на пассажирском транспорте» говорится, что перевозчик самостоятельно принимает решение о запрете движения, если это может повредить жизни и здоровью людей.

Приходится взвешивать решение, рассматривая аргументы «за» и «против». «Чтобы не попадать в такие неприятные ситуации, постоянно мониторим состояние дорог по нашим маршрутам. Бывает, что и отказываемся от поездок, когда точно знаем, что там куча ям и разбитая дорога. Да, за это приходится отвечать - платить штрафы за отмены регулярного рейса. Но иногда это дешевле, чем покупать новые автобусы», - объясняет Буркун.

Дополнительный заработок обеспечивает предприятию осуществление специальных регулярных перевозок работников крупных предприятий области, общеобразовательных школ, в тендерах на которые компания принимает активное участие. Также выполняет и корпоративные заказы: осуществляет транспортное обслуживание различных мероприятий и выполнение разовых поездок. В частности, уже много лет является транспортным партнером по перевозке работников ООО СП «Нибулон», ООО «Сандора», ГП «НПКГ« Зоря-Машпроект» и другие.