UKRU

Бизнес-публикации

14 февраля 2018

Замороженная продукция: не ниша, а целый сегмент!


Рынок замороженных овощей и фруктов в Украине пока что — открытая ниша, однако в перспективе может стать одним из самых прибыльных сегментов среди продукции переработки.
В последние несколько лет спрос на замороженную продукцию начинает повышаться, и не только в количестве определенного вида, но и относительно востребованности на мировых рынках.

Причина этому — растущее потребление овощей и фруктов в зимний период, и не только. С технологической точки зрения — это способ создать добавленную стоимость и повысить срок хранения продукции. Отдельно стоит отметить и растущий тренд на здоровое питание и вегетарианство, поскольку замороженные продукты не теряют витамины и питательные вещества. Такая продукция будет более актуальна в будущем, когда в условиях постоянной занятости населению просто некогда будет уделять время приготовлению сырых продуктов.

Цифры растут, рынки делают запросы


Индустрия переработки фруктов и овощей испытывала постоянный спрос в течение пяти лет - до 2017 года, поскольку глобально увеличиваются потребительские расходы. Спрос особенно вырос в развивающихся странах, так как рост промышленности привел к большей урбанизации, более высоким доходам на душу населения и расширению среднего класса.

Ожидается, что к 2022 году доходы отрасли будут расти в годовом исчислении на 2,9%, достигнув $335,3 млрд. Предполагается, что спрос будет возрастать по мере того, как производители будут сосредотачиваться на полезных свойствах и менее интенсивных технологиях обработки. Кроме того, ожидаемая стабильность цен на сырье будет сдерживать спад производства, стимулируя его рост.

Выручка от заморозки может быть на самом деле колоссальной. Один из лидеров производства замороженных овощей и фруктов — США, только на внутреннем рынке выручка составила $53 млрд, экспорт — $19,6 млрд. Такой результат был достигнут за счет постоянного поиска спроса среди покупателей. Американцам удалось выровнять различные сегменты и понять, какая продукция лучше подходит для внутренних потребностей, а какая будет востребована на экспортных рынках.

За такой же период времени рынок замороженных фруктов и овощей в странах ЕС составил $47 млрд, или 6,7% от общего сельскохозяйственного производства. Всего в Европе 5 основных стран-переработчиков: Франция (20%), Италия (17%), Польша (12%), Германия (12%) и Румыния (7%). При этом страны ЕС не так интенсивно продают заморозку за границу — экспорт составляет всего 7% от всего производства. Причиной этому стало высокое потребление такой продукции в самом Евросоюзе ввиду ее высокого качества. Ожидается, что спрос на замороженные фрукты и овощи в Европе будет оставаться относительно стабильным до 2022 года. Европейское потребление на душу населения в настоящее время ниже, чем в Северной Америке, поэтому снижения не ожидается.

Ввиду климатических особенностей и растущего покупательского спроса основными потенциальными рынками сбыта в ближайшие годы будут Ближний Восток, Китай и азиатские страны, а также Африка.

Украинские реалии


За последние несколько лет количество импортной замороженной продукции сократилось примерно на 60%. По данным официальной статистики, в период с июля по февраль сезона-2015/16 на украинский рынок было отгружено чуть более 5 тыс. тонн плодоовощной заморозки, что на 17% меньше, чем в аналогичный период сезона-2014/15. Вместе с этим в связи с падением внутреннего потребления производители вынуждены были больше экспортировать. Как следствие, экспорт заморозки в текущем сезоне уже в 1,6 раза больше, чем в такой же период сезона прошлого.

Согласно данным ФАО, в 2018 году прогнозируется резкое увеличение экспорта плодоовощной продукции и ее переработки в страны Юго-Восточной Азии, ЕС и Великобритании. Растущие объемы и наличие рынков сбыта напрямую свидетельствуют о целесообразности ведения заморозки как бизнеса.

Начальный этап


В Украине же пока что производство замороженной продукции находится на начальном этапе и не сильно распространено. В основном заморозкой занимаются крупные компании по переработке мясной продукции, полуфабрикатов и мороженого.

Главная причина тому, что заморозка овощей и фруктов сложна для отечественных производителей — отсутствие необходимого оборудования на производственных мощностях и недостаточное количество складских помещений для хранения. Отдельная проблема — дороговизна перевозок с морозильным оборудованием.

С другой стороны, сам процесс производства включает немногочисленные этапы и довольно быстро окупается. В основе технологии идет процедура шоковой заморозки при -30 оС. Все, что нужно из оборудования — приспособления для промывки, чистки, бланшировки, заморозки и упаковки. Склады для хранения готовой продукции можно арендовать и хранить только партиями. Замороженные продукты можно хранить на складах до 2-х лет. В условиях ограниченного бюджета можно сэкономить на стоимости оборудования и закупить или б/у, или приобрести более мощное, что будет стоит дешевле.

Отдельный и ключевой момент успеха производства заморозки — маркетинг, который должен быть выстроен на профессиональном уровне. Потребителям мало донести информацию о том, что замороженные овощи, фрукты и ягоды — качественные. В первую очередь стоит доказать, что продукция сертифицирована по всем необходимым стандартам. Причем если говорить об экспорте, то сертификаты и требования к продукции у каждой страны разные. При этом происхождение сырья также должно быть четко обозначено, без этого говорить о премиум-сегменте не стоит.

Большая перспектива


Производство замороженных продуктов — это достаточно прибыльное занятие. Производители понемногу переводят его из статуса сезонного в основной бизнес.

Последние 2 года в Украине наблюдается повышение урожайности фруктов и ягод, и такая тенденция будет продолжаться. Поскольку большинство производителей просто не знают, куда девать излишки урожая на складах, их стоимость понижается, поэтому каждый фермер старается сбыть их до того момента, как фрукты испортятся. Это играет на руку переработчикам, которые при дешевизне сырья не теряют в конечной стоимости.

Простой пример, как можно заработать на замороженных ягодах


Средняя цена продажи малины на внутреннем рынке на дальнейшую заморозку составляла 15-18 грн/кг. Но если иметь собственную или кооперативную заморозку, можно получить чистую цену на уровне 40 грн/кг, продавая это как сырье. Следовательно, цена увеличивается более чем вдвое. При этом брендированная продукция, которая идет на экспорт в ЕС, будет стоить 80 грн/кг. Если рынок сбыта — Южно-Восточная Азия, цена увеличится до 300-350 грн/кг, что в 18 раз больше стартовой цены.

Окупаемость данного бизнеса зависит от наличия хороших рынков сбыта, качества продукции и объема продаж, в среднем вложенные деньги вернутся через 3-5 лет.