UKRU

Бизнес-публикации

11 января 2018

Создание добавленной стоимости в агросекторе.


«Успешное развитие малого и среднего аграрного бизнеса невозможно без формирования эффективных цепочек добавленной стоимости. Именно здесь скрыт потенциал наращивания прибыльности сельскохозяйственных производителей», - считает заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины Елена Ковалева. Мы узнали у экспертов, как такие цепочки создавать и в каких направлениях искать дополнительные доходы аграриям в 2018 году.
Добавленную стоимость товара формируют те его характеристики, которые позволяют выгоднее его продать и, соответственно, больше заработать. Если говорить в общем, то это может быть органичность, усовершенствованный внешний вид, вкус, дополнительные опции. Если же, в частности, о сельскохозяйственной продукции, то ключевыми аспектами являются более высокое качество при более низкой себестоимости, потребительские ценности, экологичность, глубина переработки сырья, рациональное и инновационное использование ресурсов, энергоэффективное производство.

«У агрокомпаний есть два важнейших риска: это погода и ситуация на рынке. Если компания выращивает кукурузу, пшеницу, рапс - она зависит от мирового уровня цен и спроса. Цены имеют тренды и зависимости, их можно прогнозировать, но это рисков не снимает. Выход – это создание продукции с добавленной стоимостью хотя бы как одно из направлений работы компании. Это позволяет уменьшить влияние факторов риска. Кроме того, это создает дополнительную стоимость самой компании. Варианты: «зеленая» энергетика, глубокая переработка, переход на новые продукты, которые имеют экспортный потенциал. Глубокая переработка с точки зрения вертикальной интеграции для агрокомпании - это мощная возможность улучшить EBITDA компании», - очерчивает ситуацию Сергей Булавин, вице-президент компании AgroGeneration.

Можно продавать цельное молоко. Можно сыр, масло, сметану, кисломолочные продукты. Можно сыворотку, пахту, сухое молоко. А можно - альбумидный сыр, белковую массу, альбумин-творожные сырки, молочный сахар. Из молока можно сделать 87 продуктов, в том числе много для фармацевтики, косметологии и тому подобное. И это только молоко. Если говорить о растениеводстве, там просто тысячи вариантов. Чем глубже переработка, тем дороже и прибыльнее товар. Поэтому каждому агропроизводителю нужно думать о потенциале для производства сложной продукции, о поиске тех конечных продуктов, которые дадут лучшую маржинальность и уменьшат зависимость от факторов риска. Кроме того, надо искать потребителя конечного продукта. Леонид Козаченко, президент Украинской аграрной конфедерации, отмечает: «В Украине самая незначительная в мире государственная поддержка агропроизводителей, мы среди мировых лидеров по реализации сырья. Мы обошли ЕС и подобрались к самому крупному в мире торговцу сырьем - США. ЕС ограничил нас в квотах на продукцию с добавленной стоимостью. Объем квот такой, какой мы можем произвести за 4,5 дня. Так что надо смотреть на другие рынки».

Чтобы создать производственные мощности для глубокой переработки, подавляющему большинству компаний требуются долгосрочное финансирование, инвестиционные кредиты. Такие продукты пока доступны в Райффайзен Банке Аваль, более того - условия достаточно благоприятные, чтобы задуматься об этом направлении. Ведь оно открывает новый уровень для компании. Предприятие перестает быть только поставщиком сырья и находиться в зоне турбулентности. Однако запуск мощностей для глубокой переработки - только ползадачи.

«Есть два ключевых шага к успеху в новых бизнес-реалиях: найти потребителя и организовать производство, - подчеркивает Леонид Козаченко. - Именно в таком порядке. Производитель, а не трейдер должен искать потребителя, чтобы сократить логистическую цепочку и получить дополнительные прибыли. Мировые тренды таковы, что через 10-20 лет бизнес трейдеров нивелируется и почти исчезнет. Поэтому нужно в этом направлении работать уже сейчас, выходить на трейдинговые онлайн-платформы, искать аналитику - что делают из вашего сырья и кто его потребляет в большом количестве. Нужно продавать тому, кто больше платит, анализировать ценовые котировки. Пока же аграрии голосуют своими доходами за «избавление от головной боли» и большие закупочные партии».

Если Европа со страхом смотрит на развитие украинского агросектора и реально никак не стимулирует экспорт продукции с добавленной стоимостью на собственные рынки, то другие регионы становятся к таким товарам более благоприятными. «В топ 25 экспортируемых в Канаду попали 5 позиций сельскохозяйственных товаров. На бобы прошлого года был неурожай, и был огромный спрос. Соевые бобы, кукуруза попали в первые строки по экспорту. Значительные позиции занимают крахмал, подсолнечное масло, соки, мед. То есть рост демонстрирует продукция с добавленной стоимостью», - подчеркивает Эмма Турос, исполнительный директор канадско-украинской торговой палаты в Украине.

Заместитель министра экономического развития и торговли Наталья Никольская подтверждает: «Торговля Украины с Канадой действительно растет: наш экспорт за 8 месяцев увеличился на 74%. Что крайне важно - растут в первую очередь не поставки сырья, а товаров с высокой добавленной стоимостью, в частности соков, машин специального назначения, пластиковой тары и керамической плитки».

Однако на пути к получению добавленной стоимости нужно учитывать не только рентабельность, EBITDA и тому подобное. «Экологические факторы - едва ли не важнейший из аспектов. В ЕС от 5 до 30% себестоимости продукции могут составлять экологические факторы и платежи, - подчеркивает Александр Басков, главный специалист по устойчивому развитию «Бейкер Тилли». - Агропродукция может стать неконкурентоспособной, если в ее выращивании и переработке не было учтено влияние на окружающую среду и тому подобное. Для нас внешние рынки открываются все больше, но нужно идти навстречу и уже сейчас думать, как отвечать тем стандартам, которые имеют ЕС, Канада, Китай и другие перспективные регионы».

КОММЕНТАРИЙ. Александр Басков, главный специалист по устойчивому развитию «Бейкер Тилли»


Наша компания имеет большой опыт в разработке и реализации проектов в агросфере и переработке, ведущих к получению добавленной стоимости. Также мы анализируем мировые тренды. На базе информации и опыта можем выделить ряд направлений в создании цепочек добавленной стоимости и капитализации в аграрной сфере, которые являются весьма перспективными для Украины.

Энергоземли. О «зеленой» энергетике сейчас говорится много, солнечные, ветровые, биогазовые станции появляются в нашей стране довольно динамично, ведь это очень рентабельный бизнес, если его грамотно реализовать. Самые распространенные станции - до 10 МВт. Чтобы запустить 10-мегаваттную солнечную электростанцию, нужно иметь собственных 3-4 млн евро и получить кредитное финансирование на остальную часть суммы. Для многих малых предприятий это нереально. Однако для аграриев существует еще одна возможность капитализировать имеющиеся ресурсы. Это - выход на рынок земельных участков, оформленных под солнечные электростанции, готовые к подключению. То есть - продажа прав на энергоземли. Один МВт можно разместить на 2 га земли, соответственно типичной станции в 10 МВт требуется 20 га. Стоимость таких проектов - от 15 тыс. евро за 1 МВт. Итак, вложив в проект всего 150 тыс. евро, можно через 3-6 месяцев продать эту «заготовку под СЭС» за 300-400 тыс. евро. Это фактически 200-250% прибыли за сверхкороткое время. Почему это интересно именно аграриям? Потому что они имеют земли несельскохозяйственного назначения: склады, промышленные земли, угольные участки, заброшенные агропорты и тому подобное. Также у аграриев есть контакты с сельсоветами, которые имеют неиспользованные земли, на которых можно разместить солнечные электростанции, соответственно оформив ренту.

Биогазовые станции. Важно отметить, что такая станция - не только инструмент для генерации энергии, как солнечная, ветряная или биомасная. Сущность ее несколько иная, начиная от сырья, которым могут быть отходы, сточные воды и их переработка, или кукурузный силос. Последний может формировать дополнительную прибыль по растениеводству и обеспечивать севооборот или досев вымороженных озимых. И в результате не только вырабатывается энергия, но и обеспечивается производство биоудобрений - жидких и твердых. Кроме того, это еще и экологический фактор, ведь переработка отходов и сточных вод чрезвычайно важна. То есть такая станция замыкает традиционную производственную цепочку агропредприятия - утилизирует отходы, потребляет продукцию, производит удобрения.

Сахарные заводы. Они уже второй год «на коне». Сейчас к ним меняются подходы, и это могут быть агро-био-энерго-химические комплексы. И здесь просто огромный спектр возможностей. Кроме производства сахара может быть... производство биопластика и биоволокна, химических элементов для фармацевтики, косметической, химической отрасли, а также производство биогаза и электроэнергии благодаря переработке отходов сырья. Сейчас в этом направлении работает много ученых, в Украине также рассматривают некоторые проекты.

Лузга подсолнечника. Сейчас происходит активный переход от пеллетирования, где рентабельность составляет 4-10 евро на тонне лузги, к производству технологического пара или отопления, где можно получить 35-45 евро на тонну. Или же к производству энергии и продаже ее по «зеленому» тарифу, где можно получить 90-110 евро с тонны лузги. Сейчас мы 50% лузги экспортируем. Но все больше крупных агропредприятий планируют проекты в этом направлении. Поэтому скоро будем все потреблять сами).

Солома. Перспективное направление - это использование соломы пшеничной, кукурузной и растительных остатков подсолнечника для переработки в энергию. На данный момент в Украине нет реализованных проектов с получением «зеленого» тарифа по соломе, но уже сейчас 200-300 тысяч тонн соломы используется для пеллетирования и экспорта или производства тепла, сушки семян. В соответствии с Национальным планом развития возобновляемых источников энергии, к 2020 году для производства энергии должно использоваться 8 млн тонн соломы в год. Пока же в зависимости от года используется 300-500 тыс. тонн. Для понимания: у аграриев такой прогрессивной страны, как Дания, образуется 2 млн тонн, из них они используют 1 млн тонн, то есть половина остается на полях. В Украине образуется 40-50 млн тонн соломы, в целях энергетики используется очень малый процент. Проблема данного направления в том, что отсутствует рынок соломы: гранул или тюкованной. Отечественные аграрии в эту сторону еще не смотрят. Однако в IFC - Международной финансовой корпорации - и ЕБРР есть желание создать биржу соломы, что «запустит» рынок.

Подсолнечное масло. Несмотря на наше первенство, на глобальных рынках существует риск вытеснения подсолнечного масла пальмовым и соевым. Даже наши подсолнечные маслоэкстракционные заводы рассматривают возможность переработки сои на шрот. Альтернатива - высокоолеиновое масло. По своим потребительским пищевым качествам оно приближается к оливковому, но стоит в разы дешевле. Может заменить большую часть пальмового масла, которое используется в технических целях: майонез, фритюр, химическая отрасль. Это продукт с добавленной стоимостью, который может конкурировать не только по цене, но и по характеристикам. В контексте «давления» на подсолнечное масло в Европе, в первую очередь со стороны рапсового масла, и со стороны соевого и пальмового масла в мире стоит обратить внимание на нишевые високоолеиновые сорта и заранее участвовать в популяризации такого масла, его маркетинговой поддержке.