UKRU

Бизнес-публикации

4 ноября 2016

Где процветает розница?


После нескольких лет спада оборот розничной торговли возобновил рост. Но, не смотря на рост потребительской активности, ритейлеры не слишком оптимистично оценивают перспективы своего бизнеса.
Состояние дел в рознице – лучший индикатор экономического развития государства. Обороты розничной торговли напрямую зависят от покупательской способности населения и доходов домохозяйств, а также развития малого и среднего бизнеса, львиная доля представителей которого занята именно в этой сфере.

Казалось, после 2013 года розничная торговля только набирает темпы спада. В 2014 был зафиксирован минус на уровне 8,6%, а в 2015- ом - обороты обвалились и вовсе на 20,7%.

Рекордное сокращение розницы заставило многих операторов покинуть рынок или существенно сократить свое присутствие. В их числе X5 Retail Group, сеть гипермаркетов «Краина» и сеть магазинов «Би-маркет». Украину покинуло целое созвездие сетей, представлявших мировые бренды: Bosco, Esprit, OVS, River Island, s.Oliver и s.Oliver Kids, Minelli, Lee Cooper, New Look. О сворачивании бизнеса поспешили заявить несколько розничных компаний по продаже недорогой обуви.

И, тем не менее, в 2016-ом ритейлерам все-таки удалось переломить негативную тенденцию. По данным Госкомстата, оборот розничной торговли в январе-августе 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года увеличился на 3,1%. И хотя столь скромные результаты не позволяют говорить об устойчивой траектории роста в розничном сегменте, позитивные изменения все же налицо.

Точки роста

Самые высокие темпы роста демонстрируют представители розничной торговли во Львовской области. Здесь было зафиксировано увеличение оборота на 7,7%. Чуть меньше показатель роста розницы в Киевской области – 7,3%. Весьма неплохой показатель продемонстрировали предприятия в Полтавской области, увеличив оборот на 6,9%. В тоже время такая тенденция наблюдается далеко не у всех регионах страны. В некоторых областях сложная экономическая ситуация продолжает оказывать существенно влияние на развитие розничного бизнеса. Если не считать Донецкую и Луганскую области, где снижение продаж обусловлено преимущественно военными действиями и связанными с ними последствиями, худшие показатели продемонстрировали ритейлеры, представленные в Житомирской и Ровенской областях. Здесь по-прежнему сохранилось падение оборотов, составившее 2,5% и 0,6% соответственно. И все же в целом по стране ситуация не выглядит столь критично, как ранее. Потребительские настроения украинцев постепенно улучшаются, что подтверждается не только Госкомстатом, но и оценками независимых экспертов.

Данные исследования GfK Ukraine говорят о готовности населения тратить больше. Так, в августе индекс потребительских настроений украинцев увеличился по сравнению с июлем на 3,6 пункта до 53,7%. Более того, домохозяйства согласны наращивать свои расходы на крупные покупки. По данным GfK, индекс целесообразности больших покупок составил в августе 58,3%, подскочив сразу на 7,8 пунктов.

Улучшение потребительских настроений населения напрямую связанно с первыми признаками экономической стабилизации в стране. «В августе увеличился индекс ожидаемого развития экономики на ближайший год, а также улучшились ожидания относительно динамики безработицы. Индекс ожидаемого развития экономики достиг 50, что является наивысшим значением с августа 2014 года, когда произошло падение этого показателя. Этот результат говорит об ожиданиях граждан возобновления экономики», - говорят аналитики GfK Ukraine.

Неравномерный рост оборота розничной торговли в регионах страны связан не только с разными доходами домохозяйств. По оценкам экспертов, могут происходить существенные миграционные процессы граждан из одних областей в другие по экономическим причинам. Например, это фактор считается одним из определяющих по влиянию на динамику розничного товарооборота в Киеве и области.

Что берут

В предыдущие годы потребители стремились существенно сократить свои расходы практически по всем группам товаров. Но сильнее всего сокращались объемы продаж непродовольственных товаров. Такое поведение населения легко объяснимо. При резком сокращении доходов в результате инфляционных и девальвационных процессов, экономия на базовых потребностях происходит в последнюю очередь. В 2015-ом сложнее всех пришлось продавцам дорогих товаров и брендов. Особенно ювелирным магазинам и автодиллерам, у которых обороты просели почти вдове.

По итогам первого полугодия 2016-ого ситуация выглядит значительно лучше, а в некоторых случаях – прямо противоположной. При незначительном снижении объемов розничного товарооборота продовольственных товаров, непродовольственные неожиданно показали существенный рост. По данным Госкомстата, индекс физического объема этой группы товаров увеличился на 6,8% по сравнению с первым полугодием 2015-ого. Среди рекордсменов роста – магазины телекоммуникационного оборудования, прежде всего мобильной техники, автодиллеры, операторы газового топлива для машин.

Не слишком жалуются и представители FMCG-сегмента. Не смотря на уход с рынка нескольких игроков в 2014-2015 годах, крупнейшие операторы рынка продолжают наращивать свое присутствие на рынке, увеличивая количество магазинов и гипермаркетов. Совсем недавно о своих планах отрыть сразу 10 магазинов в 6 городах заявил один из лидеров рынка - группа компаний Fozzy Group. Примечательно, что новые торговые точки будут представлены в формате hard discount (жесткий дискаунтер), главная особенность которого – никзие цены. Очевидно, таким образом Fozzy Group пытается ответить на растущую экспансию сети магазинов АТБ-маркет, открывающей по одной торговой точке чуть ли не каждую неделю. В 2015-ом сеть АТБ открыла 54 новых маркета и очевидно, не собирается останавливаться на достигнутом.

Следует отметить, что формат небольших недорогих продуктовых магазинов набирает все большую популярность среди потребителей. Как отмечали аналитики компании ЕY в Украине в своем обзоре розничной торговли, снижение доходов населения находит свое отражение на розничном товарообороте, потребители переходят на более дешевые альтернативы повседневных продуктов.

Продуктовая розница даже в экономически сложные времена успешно использует свои сильные стороны – не снижающийся спрос на продукты и товары первой необходимости, а также возможность претендовать на значительные ресурсы для своего развития благодаря большим отсрочкам по расчетам с поставщиками. В некоторых сетях супермаркетов отсрочки достигают 3-6 месяцев.

По мере увеличения популярности дискаунтеров и «магазинов у дома», на розничном рынке все больше набирает обороты электронная коммерция. По данным Prosto.ua, на долю оборота интернет-торговли уже приходится 2% всего выторга в ритейле. И это показатель стремительно увеличивается. Как отмечают в ЕY, электронная коммерция позволяет покупателям выбирать товары по выгодным ценам, не выходя из дому, а ритейлерам – сэкономить на аренде и содержании торговых площадей.