UKRU

Бизнес-публикации

24 мая 2016

Рынки. Льняной рай.


Уменьшение рентабельности зерновых и масличных подталкивает аграриев к поиску альтернативных культур. Лен – перспективная ниша для отечественного агробизнеса. Стабильный рыночный спрос и привлекательная доходность маслосемян удваивают его популярность для мелких и средних производителей.

Урожайный год

Мировое производство льна в текущем маркетинговом году (2015/2016) обещает побить десятилетний рекорд, достигнув 2,65 млн т. Однако этого предложения все равно не хватит, чтобы удовлетворить имеющийся мировой спрос на лен на уровне 3 млн т.

«От этого дефицита украинские производители только выигрывают – у них сейчас есть все шансы занять достойное место на мировом рынке льна», – считает генеральный директор «Проагро» Николай Верницкий.

До недавних пор отечественные аграрии массово игнорировали лен, опасаясь дальнейших проблем со сбытом. «В отличие от семян подсолнечника, которые пользуются стойким спросом на протяжении года, семена льна действительно нужно было хранить месяцами. Однако дефицит этой масличной культуры в мире кардинально изменил ситуацию со сбытом. В последние два года лен у аграриев не залеживается», – говорит генеральный директор производственно-коммерческой фирмы «Сяйво» Николай Шкурко.

В 2014/2015 МГ посевные площади под масличным льном (лен-кудряшка) в Украине оказались рекордными за последние десять лет. Очень важно, что вместе с ростом посевных площадей увеличивается и урожайность льна. В частности, в прошлом году его валовый сбор с 62 тыс. га составил 61 тыс. т при средней урожайности около 10 ц/га.

Но и сегодняшние цифры – не предел: потенциал урожайности льна составляет до 20 ц/га (например, в США этот показатель достигает 14-15 ц/га, в Канаде – 12-15 ц/га, в РФ– 8-12 ц/га).

По оценкам аналитиков Oil World, самые большие посевные площади льна масличного сосредоточены в Канаде, Аргентине, Китае, Индии, США, России. В Украине основные посевные площади льна находятся в Днепропетровской, Запорожской, Николаевской, Херсонской, Житомирской и Сумской областях. «Долгое время помехой для возрождения льняного направления в Украине являлась ставка экспортной пошлины, установленная в 1999 году на уровне 23%, из-за которой посевные площади масличного льна резко сократились. В настоящее время вывозная пошлина на семена льна хоть и не упразднена, однако снижена до 10%. А при возросшем спросе на эту продукцию на внешних рынках она уже не является для аграриев такой критичной», – отмечает президент Ассоциации льноводов Украины Алексей Романюк.

У кого зацветут поля

Крупные агрохолдинги выращиванием льна практически не занимаются, отдавая преимущество другим масличным (подсолнечнику, сое, рапсу), в то время как средние и мелкие агропромышленные хозяйства уже оценили для себя перспективность этой культуры.

Одним из первых за возрождение отечественного льноводства взялся праправнук украинского сахарозаводчика Николая Терещенко – Мишель Терещенко, создавший в 2008 году компанию «Линеен оф Десна» в городе Глухов (Сумская обл.), специализацией которой стало выращивание лубяных культур (льна и конопли). Через некоторое время французский предприниматель с украинскими корнями решил, что одного выращивания недостаточно и нужно открывать собственную переработку, для чего в 2013 году реконструировал местный пенькозавод. Как отмечает сам Мишель Терещенко, инвестиции в новое оборудование и ремонт цехов составили порядка 16 млн грн.

Сегодня глуховское предприятие «Линеен оф Десна» выпускает широкий ассортимент льняной продукции – от натурального шпагата, веревки и строительной пакли до топливных брикетов, наполнителей для компостов (необходимых при выращивании грибов) и натуральных подстилок для домашних животных. Другим активным участником на рынке льна стало коростенское «Агропредприятие «Заря» (Житомирская обл.). Его владелица Ирина Костюшко пришла в льноводство в 2013 году из фармацевтического бизнеса, в котором она весьма преуспела. Однако желание заняться агробизнесом оказалось сильнее, поэтому предпринимательница нашла оптимальный компромисс, который полностью себя оправдал. За первый год работы «Заря» (в 2014-м) получила 360 т льна с урожайностью 12 ц/га, тогда как средняя по рынку урожайность тогда составила всего 6,7 ц/га. В 2015 году компания засеяла льном площадь на 30% больше, и сейчас в севообороте лен занимает около трети.

«На момент приобретения предприятия из более чем 1 тыс. га земли обрабатывалось всего 300 га, плюс было немного крупного рогатого скота. Понимая, что ключевой актив «Зари» – земля, я решила возобновить деятельность компании через выращивание масличного льна, поскольку конкуренция на этом рынке не такая высокая, как в других сегментах», – рассказывает Ирина Костюшко.

По словам руководителя центра стратегических исследований АПК Сумского национального аграрного университета Александра Маслака, масличный лен является культурой, альтернативной яровому рапсу по размещению в севообороте, а по потреблению может заменить подсолнечник. Но главная причина привлекательности его выращивания, конечно, экономическая.

«Преимуществами выращивания льна масличного является, во-первых, его засухоустойчивость, что дает возможность получать ежегодный урожай от 12 до 25 ц/га. Во-вторых, короткий вегетационный период (80-105 дней), что позволяет собирать лен в конце июля, и как результат – он выступает одним из лучших предшественников для озимых зерновых культур. В-третьих, устойчивость к неблагоприятным погодным и климатическим условиям, в частности, всходы устойчивы к весенним заморозкам, а сама культура – к осыпанию семян и полеганию. Кроме того, лен имеет простую технологию выращивания, не требует применения инсектицидов, неприхотлив к плодородию почв, может выращиваться без применения удобрений и использоваться как страховая культура для пересева озимых зерновых. По приблизительным расчетам, 1 га посева льна масличного обеспечивает экономические показатели 1 га посева озимой пшеницы с урожаем не менее 40 ц/га», – поясняет Александр Маслак.

Перерабатывающий потенциал

Несмотря на то что бизнес «Зари» довольно уверенно развивается в области выращивания льна, владелица агрокомпании планирует организацию безотходного производства.

Сейчас она изучает технологию переработки льняной тресты (соломы) в волокна и ткани, которые используются для обшивки салонов авто, изготовления шпагата, канатов, а также являются заменителем стекловолокна. «Большинство моих коллег по рынку тресту просто сжигают во время сушки зерна. Но это разбазаривание ресурсов, которые могут приносить дополнительный доход», – считает Ирина Костюшко.

Аграрии жалуются, что в Украине сегодня практически отсутствует глубокая переработка отечественного льна, а производителей готовой продукции на его основе можно сосчитать на пальцах.

Главные потребители льна – пищевая (ПАО «Нежинский жировой комбинат»), химическая (ООО «Фактория»), фармацевтическая («Лектравы») и легкая промышленность (Харьковский канатный завод и Кировоградская шпагатно-веревочная фабрика). К сожалению, единственный перерабатывающий завод в Донецке, специализировавшийся на таких семенах, из-за военных действий в регионе приостановил свою деятельность на неопределенный срок. Кроме текстильного производства (компании «Галерея льна», «Житомирский лен»), продукция льноводства может использоваться в строительстве (производством утеплителей занимается предприятие «ЛинТекс»), в автомобильной промышленности (шумо- и звукоизоляционные материалы). «Из переработанной тресты льна также изготавливают брикеты, которые используют для отопления, а из короткого льноволокна производят шпагаты, веревки и сердечники для тросов», – перечисляет Алексей Романюк.

«Основными продуктами переработки масличного льна являются льняное масло и шрот (жмых) льняной. Также семена и масло льна в своей продукции используют фармацевтические и косметические компании», – уточняет эксперт сегмента масличных «АПК-Информ» Светлана Гноевец. Масло может использоваться как сырье для технических целей в лакокрасочной, мыловаренной и кожевенной промышленности, а также при производстве типографических, алюминиевых, масляных красок для живописи и во многом другом. Среди его производителей – небольшие маслобойни и специализированные пищевые предприятия («Агросельпром», «РеалКапс», «Масломания», «Справжні скарби», «Органик Ойлз»).

Жмых – это протеин, хороший высокобелковый компонент для производства комбикормов для откорма КРС, особенно молодняка. «Однако проблема в том, что на внутреннем рынке нет достаточного опыта в использовании льняного масла (как, например, за рубежом), что, разумеется, не стимулирует его производство», – говорит Светлана Гноевец.

На самом деле внутреннему рынку еще предстоит оценить потенциал производства продукции из льна. Ведь, например, многие крупные масложировые комбинаты не в состоянии заниматься переработкой семян льна. «Для осуществления переработки таких семян нужно сформировать соответствующие запасы сырья для обеспечения непрерывной работы технологических линий. Плюс рынок сбыта, а здесь – противодействие с покупателями из ЕС, которые хотят осуществлять переработку маслосемян самостоятельно», – говорит Мишель Терещенко.

Перспективный экспорт

Несмотря на стабильный рост урожая льна в Украине, в целом в общей структуре внутреннего рынка масличного сырья он занимает небольшую долю (около 0,9%), оставаясь преимущественно экспортной культурой.

«За последние три сезона, по нашим данным, экспорт семян льна увеличился практически в два раза – до 45 тыс. т. Хотя еще в сезоне-2009/2010 его было отгружено всего 10,1 тыс. т», – говорит Алексей Романюк.

Светлана Гноевец уточняет, что недостатком данной культуры является сложное прогнозирование цен. Так, в 2013 году из-за неурожайного сезона цены на продукцию взлетели сразу в 1,5 раза. Средняя экспортная цена на украинский лен находилась на уровне 572 долл./т. Однако уже через год конъюнктура рынка изменилась. На фоне общемирового удешевления агропродукции в 2014/2015 МГ экспортные цены на лен уменьшились примерно на четверть – до 420-450 долл./т. К счастью, девальвация гривны позволила нивелировать ценовые риски производителям льна – в национальной валюте цены на него выросли вдвое (до 9500-11 000 грн/т).

Среди основных покупателей отечественного льна такие страны, как Польша, Бельгия, Литва, Германия, Италия, Турция, Египет, Израиль и Вьетнам. Страны Евросоюза проявили повышенный интерес к украинскому льну совсем недавно. После того как в ЕС отказались от закупок генно-модифицированного льна из Канады, там образовался дефицит этой сельхозкультуры, и европейцы озадачились поиском экологичной и натуральной альтернативы. Украинские аграрии очень вовремя оказались под боком – наш продукт европейцам понравился. Ведь при его выращивании не применяются ни десикация, ни принудительная сушка.

При этом владелица «Зари» вспоминает, что из тридцати контактов с потенциальными европейскими покупателями у нее сработал только один. «Но именно он оказался выигрышным билетом на рынке ЕС. Около 20% урожая мы экспортировали в Австрию. А всего год спустя покупателей из Европы стало гораздо больше», – гордится она.

Наибольшая торговая активность на рынке льна наблюдается в августе-сентябре, в период после уборки культуры. «Именно в это время происходит продажа основных товарных объемов продукции. В середине сезона товарные семена поступают на рынок в ограниченном количестве, в основном это партии объемом до 10 т, которые малоинтересны покупателям. Экспортно ориентированные компании готовы осуществлять закупку семян льна по максимальным ценам, однако на рынке сформировался дефицит крупнотоннажных партий семян соответствующего качества», – рассказывает Николай Шкурко.

С 2015 года для 27 стран ЕС вступило в силу требование, по которому автопроизводители обязаны использовать для внутренней обивки салонов и багажников автомобилей только натуральные материалы (в том числе на основе льна). А это значит, что количество и объемы экспортных поставок в Евросоюз должны увеличиться. Чтобы экспортировать масличный лен в ЕС, необходимо получить один фитосанитарный паспорт.

«Если мировой спрос на лен сохранится, всего через 3-5 лет Украина сможет выращивать его в три раза больше, чем сейчас», – прогнозирует Алексей Романюк.

По сути, для украинских агропроизводителей, укрепивших свое лидерство на мировом рынке масличных (1-е место по подсолнечному маслу, 6-е – по сое), удовлетворить возросший спрос – дело чести.

Динамика производства масличного льна в Украине, 2006-2015 гг.
Период Посевная площадь, тыс.га Валовый сбор, тыс.ц Урожайность, ц/га
2006 51 615 12,0
2007 24 114 4,7
2008 19 208 10,9
2009 47 373 8,0
2010 56 468 8,3
2011 59 511 8,7
2012 53 414 7,8
2013 38 254 6,7
2014 34 289 8,7
2015 62 611 10
Источник: Госстат Украины