UKRU

Бизнес-публикации

17 мая 2016

Ниша. Доставка хлеба и выпечки.


Душистый теплый круассан к утреннему кофе. Вкусный и полезный бездрожжевой хлеб к обеду. Багет с хрустящей корочкой к праздничному столу. И все доставят прямо из пекарни к столу. Много ли компаний в Украине предоставляют такой сервис?
По словам Юлии Потаповой, соосновательницы пекарни Morning Bakery, в Киеве сегодня насчитывается около 20 пекарен, которые специализируются на выпечке и доставке хлеба и сдобы. Это новая ниша на рынке, ей меньше года. «Конкуренция, конечно, есть, однако рынок все еще требует качественного продукта и новых подходов, поэтому каждый сможет найти свою нишу», – подчеркивает Юлия.

А вот в других городах Украины такой сервис практически отсутствует. Почему? С одной стороны, доставка готовых блюд и продуктов питания имеет у украинцев достаточно большой спрос. С другой – о доставке выпечки немногие знают и небольшое количество отечественных предпринимателей берется за освоение этого бизнес-направления. А зря. Потому что при правильном позиционировании, маркетинговой стратегии и хорошо продуманной логистике этот бизнес может стать не менее популярным, чем, например, доставка пиццы или суши.

Полезный хлеб

С каждым годом украинцы все больше внимания уделяют своему здоровью: активно занимаются спортом, придерживаются принципов здорового питания. Хлеб остается одним из наиболее противоречивых продуктов. Одни диетологи и фитнес-тренеры утверждают, что его влияние на фигуру и здоровье негативно. Другие же дают ему зеленый свет, но исключительно выпечке, которая не содержит дрожжей. Такой хлеб готовится на хмельной закваске и имеет противовоспалительное и желчегонное действие.

На выпечке бездрожжевого хлеба сосредоточились и в пекарне Morning Bakery. В ее ассортименте более 10 видов хлеба, а также около 10 видов круассанов. «Мы хотели вывести пекарню на новый уровень, чтобы поменять ложные стереотипы о том, что выпечка является неполезной. Мы выбрали такой подход к созданию самого продукта, который позволил сделать не просто вкусную выпечку, а еще и полезную. Поэтому в наших круассанах присутствуют фермерское масло высшего качества, собственные джемы и настоящий бельгийский шоколад. А хлеб не только выпечен без добавления дрожжей, но еще и оттеняется натуральными специями, медом и семенами», – рассказывает о бизнес-подходе Morning Bakery Юлия Потапова.

Хлеб плюс кофе/молоко

Наблюдали ли вы утром за посетителями супермаркетов? Подавляющее большинство покупают круассаны, булочки и прочую сдобу. Кофе в стикерах или из кофемашин… Йогурты, сливки, молоко. И так ежедневно. Так почему бы не сэкономить им время и не предложить доставку выпечки, молочных продуктов или горячего душистого кофе?

Первый подобный сервис пять лет тому назад был создан в Киеве. Он предлагал своим клиентам доставку органического молока, йогуртов на органическом молоке, а также багетов, булочек, круассанов и бутербродов. Но проработав около года, основатели заморозили бизнес. Поэтому сейчас эта ниша ждет флагманов, которые будут формировать основные правила игры и развивать ее.

Но чтобы быть успешным, следует предлагать не просто массовый продукт, а что-то уникальное. Это может быть особенная начинка для булочек и круассанов, органическое коровье и козье молоко, йогурты со свежими душистыми фруктами и т. д. А собственная выпечка является уникальной всегда.

Принципы работы

Бизнес по доставке свежеиспеченных хлебобулочных изделий работает по принципу «сегодня – на завтра»: клиент делает заказ, который доставляется на следующий день. Большинство пекарен занимаются выпечкой ночью, чтобы доставить клиенту свежие изделия рано утром (если сервис позиционируется как «выпечка к завтраку») или в первой половине дня. Заказы же принимаются в течение всего дня.

Большой акцент следует сделать на доставке. Она должна быть своевременной (особенно если клиент ожидает заказ к завтраку). Как утверждают эксперты, для служб доставки, которые работают в утренние часы, категория хлебобулочных изделий и молочных продуктов актуальна как ни одна другая. Поэтому хорошо продуманная логистика – уже половина успеха.

Еще одна важная составляющая – стоимость доставки. Она должна быть приемлемой для клиента. Например, Morning Bakery берет за доставку всего 5 грн. «Секрет успеха пекарни не отличается от любого другого производства – необходимо постоянно следить за качеством продукции, ведь именно это главный критерий, по которому выбирают или покупают ваш продукт во второй раз, а также пристально следить за качеством сервиса, – подчеркивает соосновательница Morning Bakery. – Приятно отмечать, что на сегодня доля постоянных клиентов у нас составляет около 10-15%».

Люди и финансы

Юлия Потапова отмечает, что инвестиции для открытия пекарни в среднем тождественны инвестициям на открытие небольшой кофейни. Маржинальность такого бизнеса зависит от выбранного продукта, а также от выбранной бизнес-модели. Кроме того, большое значение имеют место и люди. Поэтому разница в среднем может быть от 15 до 30%.

Львиная доля успеха пекарен с доставкой зависит от людей, которые там работают. «Подобрать команду действительно было нелегко, потому что специалистов на рынке не так много. Мы очень серьезно подошли к созданию команды и к обучению, которое длилось 2 месяца, прежде чем запустили линию, – делится опытом Юлия. – Теперь наша команда насчитывает 7 человек, однако в ближайшее время мы планируем привлекать новых специалистов».

Чрезвычайно важно не просто наращивать базу клиентов, а работать над формированием их лояльности. Потому что именно такие клиенты становятся адвокатами бизнеса и «приводят» новых. В этом случае хорошо срабатывает схема «приведи друга – получи скидку». «В первую очередь лояльность мы получаем за счет качества продукта и предоставленного сервиса, именно поэтому наши клиенты советуют нас своим друзьям и знакомым (так называемое сарафанное радио), – подчеркивает Юлия Потапова. – А наиболее действенными из всех инструментов продвижения оказались социальные сети: страничка бренда и рекламные посты. Но исключительно ими мы не ограничиваемся. Используем и другие стандартные для e-commerce инструменты: e-mail-рассылки, google advords и тому подобное».

Три кита успешного бизнеса
Советы от Юлии Потаповой


- Правильный выбор оборудования и правильный подбор команды специалистов. Ведь именно это в дальнейшем напрямую будет влиять на качество и КПД производства и на удержание стабильного качества готовых изделий.

- Опыт. Все-таки хлеб – это одно из самых сложных направлений в производстве и кулинарии, поэтому даже те сотрудники, которые не имеют прямого отношения к производству, должны иметь базовые знания о продукте.

- Правильный маркетинг и стратегия развития на ближайшие годы.


КОММЕНТАРИЙ
Юлия Потапова, соосновательница пекарни Morning Bakery


В связи с последними экономическими и геополитическими обстоятельствами на рынке Украины очень стремительно начал развиваться малый бизнес. Все больше украинцев выбирают продукты украинского производства и пытаются поддержать отечественный малый бизнес. Украинская продукция становится более качественной и доступной по цене. Также набирает обороты рынок e-commerce – при нынешнем уровне занятости люди думают о своем времени и ценят его, поэтому сервисы, которые дают возможность быстро сделать заказ, используя соцсети или интернет, имеют большой потенциал для развития.

Именно поэтому в мае 2015 года мы вместе с партнером решили открыть пекарню с доставкой выпечки – Morning Bakery. Идея бизнеса вынашивалась длительное время: нам хотелось получать к завтраку свежие круассаны, поэтому мы решили создать такой сервис для киевлян. Вместе с партнером мы четко сформулировали приоритеты бизнеса: не просто создать и развивать сервис по доставке выпечки, а вывести пекарню на новый уровень, чтобы изменить ложные стереотипы о том, что выпечка является неполезной.

Благодаря уникальности продукта и удобству сервиса у нас появляется все больше постоянных клиентов, которые делают заказ два-три раза в неделю. Один наш клиент, находясь за рубежом, ежедневно делает заказ для своей мамы. Многие матери выбирают наши круассаны как второй завтрак для детей в школу, это очень трогательно, что нам доверяют самое дорогое – заботу о близких.

В нашем бизнесе сезонность совпадает со стандартной сезонностью в канале HoReCa и в нашем сегменте (продажа хлебобулочных изделий) в частности. Высокий сезон приходится на сентябрь-май с провальными январем (с 1 по 15) и февралем, низкий сезон – июнь-август.