UKRU

Бизнес-публикации

17 мая 2016

Колбасный рынок. Дорогое удовольствие.


Цены на колбасные изделия в 2016 году будут расти. Об этом говорят и эксперты, и производители. Основными причинами такой тенденции остаются продолжающаяся девальвация гривны и рост затрат на производство колбасы. Рассмотрим ситуацию детальнее и проанализируем ее.
«Цены в 2015 году по нашей продукции выросли на 13-15%. Рост в этом году прямо коррелируется с изменением курса валют и стоимостью сырья, поэтому прогнозировать рост на 2016 год пока тяжело», – сообщили в пресс-службе компании «Дмитрук», которая делает продукцию под аналогичной торговой маркой в Волынской области. По данным компании, балансировать эффективно в 2015 году производителям колбасы не удавалось. Многим пришлось понести убытки, так как рынок не эластичен по ценообразованию, его специфика такова, что отсутствует возможность быстрого изменения цены на конкретный продукт в конкретном сегменте, существует угроза «выпадения с полки», поскольку ценообразование в первой линейке конкуренции очень близко. «Также отобразились резкие изменения курса валюты, часть расходных материалов для производства компания закупает за рубежом (оболочки, специи), а сегодняшний ритейл не дает возможности быстрого возврата оборотных средств, поэтому в разрезе изменения курса и оплат ритейла компании несут убытки», – заявили в компании «Дмитрук».

Как сообщили в пресс-службе агрохолдинга «Мироновский хлебопродукт», средняя цена на колбасные изделия и готовые мясные продукты в течение четвертого квартала 2015 года выросла на 38% – до 44,58 грн/кг (без НДС), за 12 месяцев – на 54%, до 43,49 грн/кг (без НДС). По прогнозам аналитика аналитического отдела компании Pro-Consulting Андрея Мокрякова, с учетом роста цен на мясо как основное сырье, а также на энергоносители, возможен дальнейший рост цен на 10-15%. Согласно данным Министерства экономического развития и торговли, средние розничные цены за год выросли в среднем на 30%. По данным ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса», сейчас колбаса вареная «Докторская» стоит от 65 до 120 грн/кг, а колбаса «Московская» – 150-250 грн/кг. Средняя цена на колбасу вареную первого сорта (социальный товар), по данным мониторинга Госстата, составила 51 грн/кг.



Дисбаланс мощностей

Рост цен на колбасу вызван не только девальвацией гривны (часть сырья для производства приходится импортировать), но и сокращением количества производственных площадок. «На сегодня в Украине работает около 300 компаний с разными объемами производства. Из них по состоянию на 2013 и 2014 годы в проблемных регионах числилось порядка 10-12% от общего числа», – уточнили в компании Pro-Consulting. Если анализировать ситуацию с предприятиями, которые находятся на временно оккупированной территории АР Крым и на востоке Украины, то крупнейшими из них являются Донецкий, Луганский, Краснодонский и Перевальский мясокомбинаты (восток), а также Симферопольский и Ялтинский мясокомбинаты (Крым). Значительное влияние на перераспределение долей основных операторов оказал уход с рынка Горловского и Луганского мясокомбинатов. В 2013 году они входили в топ-6, в 2014-м были на 10-м и 11-м местах соответственно. Понятно, что их доли распределили другие участники рынка.

Так, крупнейшие игроки по итогам прошлого года нарастили производство. Производство готовых мясоколбасных изделий компанией «АПК-Инвест» под торговой маркой «М’ясна весна» в 2015 году увеличилось на 14% – до 5,46 тыс. тонн, что позволило компании войти в топ-10 производителей мясоколбасных изделий в Украине. «Учитывая постоянный прирост производства у отдельных производителей, можно говорить о наличии мощностей для еще большего увеличения национальных объемов переработки. Также возможен выход на рынок новых операторов», – считает Андрей Мокряков. Причем новые производители – из сегмента малого и среднего бизнеса, они специализируются на «авторском», «органическом», «домашнем» продукте, спрос на который сейчас существует. Все же прошлый год был не слишком радужным для колбасной отрасли. По оценкам профильной ассоциации «Укрмясо», загруженность крупных предприятий составляла около 70-75%, остальных – не более 50%, при этом за последний год наблюдалось снижение загруженности мощностей. Основной причиной является снижение покупательной способности населения, поскольку колбасные изделия не являются пищевым продуктом первой необходимости, и на фоне снижения доходов именно от этих продуктов отказываются в первую очередь. Так, например, агрохолдинг «Мироновский хлебопродукт» за 2015 год сократил производство колбас и готовых мясных изделий на 4% – до 29,85 тыс. тонн.



Согласно информации Министерства аграрной политики и продовольствия, рынок мясных продуктов Украины сегодня распределяется примерно следующим образом: 50% занимают крупные производители, среди которых «Глобинский мясокомбинат», «Кременчугмясо», «Ятрань», «Житомирский мясокомбинат», «Фаворит плюс», «Алан», «Мясокомбинат «Юбилейный». Около 20% рынка занимают средние региональные производители и примерно 30% – мелкие производители, которых, по оценкам ассоциации «Укрмясо», на рынке более тысячи. Сейчас в Украине большое количество предприятий колбасной отрасли сосредоточено в Харьковской, Киевской, Днепропетровской, Николаевской, Ровненской, Винницкой и Львовской областях.

Нерадужные перспективы

В течение последних трех лет в Украине наблюдается сокращение производства колбасных изделий. Если в 2013 году причиной этого был рост потребления непосредственно мяса, то начиная с 2014-го причиной стало ухудшение экономической ситуации в стране и снижение доходов населения. По результатам 2015 года в Украине было произведено 234,2 тыс. тонн колбасных изделий, что почти на 10% меньше аналогичных показателей предыдущего года. Основу рынка составляет внутреннее производство (порядка 99,8% в 2015 году), а потому именно его влияние на рынок является ключевым. «После стабильного роста до 2012-го и сохранения уровня производства в 2013 году 2014-й и 2015-й закончились для отрасли значительным сокращением. Такие показатели основываются как на статистическом подтексте (снятие с учета в статистике производителей Крыма и отдельных регионов Донецкой и Луганской областей), так и на естественном сокращении как результате снижения спроса на продукцию отрасли», – говорит Андрей Мокряков.

Еще одной тенденцией, явно прослеживающейся в розничных сетях, является перераспределение производства между продуктами мясопереработки разной степени качества. Так, на полках стали преобладать колбасы первого и второго сорта, которые находятся в более доступном ценовом сегменте. По словам эксперта аграрных рынков УКАБ Алины Жарко, наибольшую долю в структуре производства колбасных изделий занимают сейчас вареные колбасы, сосиски и сардельки – 66%. На втором месте с долей 18,6% находятся колбасы полукопченые. Такая структура производства свидетельствует о низкой покупательной способности населения.

Импортные колбасы в Украину в основном попадают из Европы. Потому стоимость их коррелирует со стоимостью валюты этих стран. Алина Жарко уточнила, что самые большие объемы импорта за последние пять лет были в 2011 году – 3,3 тыс. тонн. В прошлом году данный показатель составил лишь 365 тонн. Основными поставщиками были Франция, Германия, Италия, Чехия и Словакия. «Девальвация гривны, начавшаяся в 2014 году, существенно увеличила цену импортных колбасных изделий, что существенно ограничило спрос на них на украинском рынке. Потому в течение последних лет наблюдается значительное падение официальных поставок колбас и копченостей в Украину», – отмечает Андрей Мокряков.

Что касается внешней торговли колбасными изделиями, то ее объемы также являются довольно незначительными. Украинские производители в первую очередь стремятся к удовлетворению потребностей внутреннего спроса. По данным УКАБ, наибольший показатель экспорта колбасных изделий из Украины в последние годы был в 2012 году – почти 1,6 тыс. тонн. В прошлом году экспорт снизился до 359 тонн. Основными рынками сбыта были Россия и Грузия.



«Негативную динамику экспорта продукции можно объяснить двумя ключевыми факторами. Во-первых, многие компании, экспортировавшие украинские колбасы и копчености, находились в Донецкой области, а их закрытие (либо непредоставление ими статистики) ограничило дальнейшие поставки. Во-вторых, крупнейшим импортером была Россия, с которой Украина сейчас находится в напряженных отношениях», – констатирует Андрей Мокряков. По прогнозам УКАБ, в 2016 году производство колбасных изделий продолжит сокращаться, что связано с низкой покупательной способностью населения. Будет расти спрос на колбасы более дешевого ценового сегмента. Положительным моментом для производителей колбасных изделий остается снижение цен на мясо, что позволит несколько снизить себестоимость продукции.



Тем не менее сами производители не теряют надежды. По информации компании «Дмитрук», хоть рынок и является плотным и насыщенным, но спрос на колбасные изделия не удовлетворен в полной мере, в основном по качественному критерию и критерию доверия потребителя. «Мы открыли ряд «голубых океанов», которые восстанавливаем, и готовим масштабные проекты в их рамках. Планируем выходить в новые товарные группы в рамках существующего рынка, смежные рынки с новыми продуктами, развивать сервис и улучшать клиентский опыт», – добавили в компании.