UKRU

Бизнес-публикации

5 февраля 2016

Бренд в аренду.


Аренда дизайнерских и брендовых платьев – новая услуга на рынке модного бизнеса Украины, которая уверенно набирает обороты. Сегодня в стране работают несколько игроков, которые формируют основные правила «игры». Поэтому это достаточно перспективная бизнес-ниша, которой есть куда развиваться и расти.
Сервисы, которые предлагают аренду платьев, украшений, аксессуаров и т. д., в Европе и США работают давно. Некоторые из них насчитывают в своем ассортименте по нескольку десятков тысяч моделей платьев. Так, первой ласточкой в бизнесе по прокату одежды стал американский Rentthe Runway. Также в Штатах успешно действует сервис по аренде украшений Bag Borrowor Still. В столице моды Париже популярным является ресурс Mabonne amie, который предлагает напрокат вечерние и коктейльные платья, жакеты, украшения, сумочки и клатчи. В столице Туманного Альбиона Лондоне модницы облюбовали сервис по прокату дизайнерских сумок и клатчей – The Borrowers club. А в столице Чехии Праге успешно функционирует онлайн-сервис по прокату сумок, обуви, аксессуаров, очков и даже кошельков – Lugore.

В Украине арендные сервисы для модниц начали появляться только несколько лет назад. Их прототипом была хорошо известная украинцам услуга проката свадебных платьев, которая в течение многих лет имеет постоянный спрос отечественных невест.

На сегодня ключевых игроков на этом рынке аренды немного – RentABrand, Ohmylook, DressBox. Последний специализируется на аренде платьев и аксессуаров, а также предлагает услугу дресс-кроссинга. В его ассортименте – casual и вечерние платья среднего ценового диапазона. Ohmylook специализируется на брендовых платьях более высокого класса, а также может брать в аренду платья своих клиенток в обмен на дисконт на прокат собственных платьев. RentABrand рассчитан на достаточно состоятельных клиенток.

«Особенность нашего сервиса заключается в том, что мы первые и единственные на сегодня предлагаем в аренду исключительно дизайнерские платья. У нас нет ноунеймов, масс-маркет-брендов и реплик. Все вечерние платья мы подбираем и покупаем самостоятельно. Это дает нам возможность гарантировать их качество и подлинность. Подавляющее большинство платьев в нашей коллекции – из актуальных или недавних коллекций. У нас нет платьев, которым более трех лет», – объясняет особенности бизнеса основательница RentABrand Кристина Нгуен.

Формат модной аренды

Нужно ли иметь физический шоу-рум сервисам аренды платьев? Конечно, потому что всегда есть и будут клиенты, предпочитающие выбирать из платьев, которые можно увидеть «вживую», дотронуться до них.

«Мы имеем шоу-рум, но он не играет ключевую роль в нашей бизнес-модели, поскольку привязка к нему ограничивает наши действия. Да и модель бизнеса мы с самого начала создавали под интернет», – рассказывает основательница RentABrand. Вся бизнес-модель этого сервиса базируется на онлайн-коммуникациях и инструментах, в частности через сайт, который дает возможность максимально масштабироваться. Выбранные платья можно предварительно примерить (в Киеве, Одессе и Днепропетровске), заказав их курьерской доставкой (стоимость 80-100 грн).

«Мы доставляем платья без примерки по всей Украине. Кроме того, за небольшую доплату предоставляем возможность доставки нескольких разных платьев одного размера, чтобы увеличить шансы клиенток на то, что какое-то из выбранных платьев стопроцентно подойдет», – поясняет Кристина Нгуен. Ohmylook на сегодня имеет два шоу-рума – в Киеве и Одессе, которые считает приятным бонусом для клиенток. У DressBox есть шоу-румы в Киеве и Днепропетровске.

Онлайн в помощь

Одним из ключевых факторов успеха этого бизнеса является наличие качественного сайта с профессиональным каталогом фотографий платьев.

Еще одним важным каналом коммуникации с потенциальными клиентами являются социальные сети. В частности, Facebook. Здесь можно не только общаться с существующими и потенциальными клиентками, но и изучать потребительские вкусы через проведение социальных опросов. Игроки рынка отмечают, что такая работа позволяет более прицельно формировать гардероб, на который будет гарантированный спрос. И даже подчеркивают, что до того как они начали использовать фолловеров в соцсетях в качестве фокусных групп, бывало, что некоторые платья из существующей коллекции ни разу не заказывали, а после регулярных опросов удалось так откорректировать гардероб, что некоторые модели приходится постоянно дозаказывать, поскольку после аренды клиентки хотят их приобрести.

Чтобы наладить качественную и эффективную работу онлайн-ресурса, в штате обязательно должен быть SMM-менеджер или хотя бы копирайтер, который будет отвечать за наполнение сайта и ведение страницы проекта в соцсетях. Работу над формированием имиджа ресурса и продвижением его на рынке стоит отдать PR-специалисту. Презентовать платья в самом лучшем ракурсе – задача фотографа и дизайнера. А вот выбор правильной маркетинговой стратегии бизнеса – задача маркетолога.

Красота в цифрах

Инвестиции в бизнес по предоставлению услуг аренды платьев составляют несколько десятков тысяч долларов. «Основная статья расходов здесь – закупка одежды. И если вы, например, работаете по схеме так называемого дресс-кроссинга, то ассортимент преимущественно будут составлять платья, полученные от клиенток. В таком случае инвестиции в платья будут незначительные или практически нулевые, что делает барьер вхождения в бизнес достаточно невысоким, – объясняет основательница сервиса RentABrand. – Если же инвестируете исключительно в дизайнерские вещи, подавляющее большинство которых покупаете собственноручно, то инвестиции будут совсем другие».

Аренда платьев обычно составляет 5-15% от их стоимости. В эту стоимость также включается услуга химчистки и мелкий ремонт. Некоторые сервисы также берут 15% от стоимости платья в качестве задатка. По словам игроков рынка, ежедневно сервисы сдают в аренду не менее 10 платьев.

Развивать расположение клиенток помогают разнообразные программы лояльности. Например, сервис DressBox предлагает обмен платьев безлимитно в течение месяца – 100 грн за замену casual-платья и 200 грн – для вечерних.

«Постоянным клиенткам, которые берут платья не реже, чем раз в месяц, мы предлагаем специальную программу лояльности, которая предусматривает регулярные скидки и подарки от наших партнеров, а также специальные скидки в нашем сервисе, притом что обычно мы не делаем скидок на наши услуги», – рассказывает о системе лояльности RentABrand основательница сервиса.

Как и в других бизнесах, здесь также есть сезонность спроса. По словам Кристины Нгуен, летние месяцы, сентябрь, ноябрь и декабрь являются наиболее «хлебными». Перед всеми праздниками (Halloween, День святого Валентина, Венецианский карнавал и мероприятия с красной дорожкой) традиционно активность возрастает.

Цифры:

- 5-15% от цены платья – стоимость аренды платья на срок не более, чем 2 дня
- 80-100 грн – стоимость доставки платья для примерки
- Возможность выкупа клиенткой платья, которое ей пришлось по душе


Международные перспективы украинского модного бизнеса
Кристина Нгуен, основательница и управляющий партнер RentABrand

Сайт: rentabrand.com.ua

Идея RentABrand появилась весной 2012 года. Мне срочно понадобилось вечернее платье для одного мероприятия. Я была уверена, что смогу взять его напрокат в Киеве. Надеялась, что в столице есть соответствующие сервисы аренды, но разочаровалась, когда не нашла ни одного. Поняв, что в Киеве есть свободная бизнес-ниша, решила создать компанию, которая могла бы реализовать потребности похожих на меня девушек, тоже считающих, что временные и финансовые ресурсы можно потратить с большей пользой, чем на походы по магазинам в поисках платья на один раз.

Летом 2012 года мы запустили страницу в соцсетях. А вот собственно сервис полноценно запустился в январе 2013 года. На то время никто в Украине не предлагал в аренду дизайнерские платья. Не было на кого ориентироваться, да и учиться на чужих ошибках тоже не удавалось, потому приходилось набивать собственные шишки. Это был болезненный, хотя и очень полезный опыт.

Главным риском было опасение, что наша бизнес-модель не сработает и потенциальные бизнес-клиентки не будут готовы к подобным услугам. Также, выбирая специализацию на дизайнерских платьях, я значительно повысила расходы и время возврата инвестиций.

Одной из ключевых задач, которые мы ставили перед собой, было создание международного онлайн-сервиса аренды дизайнерских платьев и аксессуаров. Украина была первым и, скорее, тестовым рынком, на котором мы проверяли свои идеи и учились на ошибках. В прошлом году мы запустили партнерский сервис по франшизе в Баку (Азербайджан), таким образом став первым украинским сервисом, который вышел на международный рынок. В этом году мы запустили филиал RentABrand в Барселоне, зайдя туда с собственными инвестициями. В планах – масштабирование сервиса и расширение рынков присутствия.